Автомобильные шины 7


Обозначения шин Пневматические шины для легковых автомобилей, мотоциклов и других машин

Диагональные шины с отношением высоты профиля Н к его ширине В,
равным 0,88 и более, имеют дюймовое обозначение, например:

8,40-15,

где: 8,40 — обозначение номинальной ширины профиля (в дюймах);
номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах).


Диагональные шины с Н/В, равным 0,82, имеют смешанное обозначение (в
миллиметрах и дюймах), например:

155-13/6,15-13,

где:


— обозначение номинальной ширины профиля (в мм/дюймах);
— номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах).
Радиальные шины имеют смешанное обозначение, буквенный индекс R и
дополнительный индекс серии (Н/В), например:

205/70R14,

где: 205 — обозначение номинальной ширины профиля (в мм);

70 — серия, номинальное соотношение высоты профиля шины к его

ширине, Н/В (в данном случае 70%);

R — обозначение радиальной шины;

14 — номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах).

Приводим еще один пример:


где С — индекс, означающий, что покрышка предназначена для лёгких грузовых
 автомобилей и автобусов особо малой вместимости и подлежит сертификации
 в соответствии с Правилами №54 ЕЭК ООН.

Пневматические шины для грузовых


автобусов,

троллейбусов и


машин
Широкопрофильные шины имеют, например, следующее обозначение:

1300x530-533,


где: номинальный наружный диаметр (в мм);
530 — номинальная ширина профиля (в мм);
533 — номинальный диаметр обода (в мм).



Шины обычного профиля имеют например, следующее обозначение:


12,00-20; 12,00R20,
где:
20
R
— номинальная ширина профиля (в дюймах);
— номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах);
— буквенный индекс шин радиальной конструкции.

Шины радиальные низкопрофильные имеют, например, следующее обозначение:
 

315/80R22,5,

где:

— номинальная ширина профиля (в мм);
80 — серия, отношение высоты профиля шины к его ширине, Н/В (в данном
 случае 80%);
22,5— номинальный посадочный диаметр обода (в дюймах);
R — буквенный индекс шин радиальной конструкции.

Ряд шин имеют двойное обозначение размеров — в миллиметрах и дюймах,
например:

320-508Р(12,00-20), 215-381(8,25-15),

где: 320; 215 — номинальная ширина профиля покрышки (в мм);
508; 381 — обозначение номинального посадочного диаметра обода (в мм);


Приложение 10.2
Индекс несущей способности (ИНС) (грузоподъемности)
пневматических шин



Приложение 10.3

Индекс категории скорости пневматических шин



Приложение 10.5

Примеры маркировки шин (надписей на боковине шин)

Маркировка шин российского производства

Схемы маркировки шин российского производства, в качестве примеров,

даны нарис.



10.1. Схемы маркировки диагональных и радиальных шин легковых и грузовых
1 -обозначение шины; 2 -название страны-изготовителя на
английском языке; 3 -торговая марка (модель шины); 4 - дата изготовления,
состоящая из трех цифр (шины выпуска до 2000 г.): две первые указывают
неделю, последняя - год изготовления; 5 -индекс несущей способности для
одинарных или для одинарных и сдвоенных колес; 6 -индекс категории скорости;
 7 - порядковый номер шины; 8 -товарный знак и (или) наименование
фирмы-изготовителя; 9 -обозначение «RADIAL» -для шин радиальной
конструкции; 10 -индекс испытательного давления Psi (указание давления,

соответствующего максимально допустимой нагрузке на шину,


11 -обо


значение «TUBELESS» для бескамерных шин, (обозначение «TUBE TYRE» для
 камерных шин); 12 - обозначение стандарта (без года утверждения) (возможен
 также и национальный знак соответствия шины, сертифицированной
на требования данного стандарта); 13 -знак официального утверждения Е с
номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам № 30 или 54
ЕЭК ООН (см. подробнее в пояснениях к рис. 10.4); 14 -обозначение «М + S»
или «M&S» наносится на шины с зимним рисунком протектора (обозначение
«ALL SEASON» -для шин с всесезонным рисунком протектора, обозначение
«REINFORCED» - для усиленных шин, обозначение - для
шин, имеющих возможность углубления рисунка протектора нарезкой, обозначение
 «ALL STEEL» -для целиком металлокордных шин).


10.2. Пример маркировки шины российского производства для легкового
автомобиля:
1 - максимальная нагрузка и давление; 2 - обозначение стороны
шины при асимметричном рисунке протектора. Наружная сторона в этом
случае обозначается «OUTSIDE»; 3 - количество слоев и тип корда каркаса и
брекера; 4 -товарный знак завода-изготовителя; 5 - ширина профиля;
6 -серия;


-обозначение радиальной шины; 8 -обозначение бескамер


ной шины; 9 -посадочный диаметр; 10 - индекс несущей способности (грузоподъемности);
 11 - индекс скорости; 12 - обозначение направления вращения
шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 - дата изготовления,
 например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30


ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат соответствия и
номер сертификата; 16 - наименование модели шины

На боковину отечественных шин наносится также штамп технического
контроля.
Кроме перечисленных обязательных надписей боковина может содержать
и другие надписи, перечисленные в разделе 8.

По требованиям потребителя шины, предназначенные для экспорта в
США и Канаду, должны иметь дополнительные обозначения в соответствии с
требованиями DOT США.

Пример маркировки шины российского производства для легкового автомобиля
 приведен


рис. 10.2.
Пример маркировки шины грузового автомобиля приведен


рис. 10.3.
Маркировка шин иностранного производства

Маркировка шин иностранного производства, в качестве примера, приведена
 


рис. 10.4*.

Пояснения к рис. 10.4

Обозначение шины — на зарубежных шинах обозначение часто сопровождается
 дополнительным буквенным символом, стоящим перед размером шины
или после него.

* В связи с тем что данная маркировка требует большой развернутой информации,
приводим ее не в подрисуночной подписи


а в нижеизложенном текстедо кон


ца Приложения 10.5.



Рис. 10.3. Маркировка шины TYRex


Steel производства ОАО «Сибур Русские
шины»: 1 - TYRex All


ROAD


товарный знак (бренд цельнометаллокордной
 шины); 2 --возможность углубления рисунка
протектора нарезкой; 3 обозначение
 радиальной конструкции;
4 - Я-636 - модель шины; 5 -- индекс несушей способности для максимально
 допустимой нагрузки на одинарную и сдвоенную шину;
-М - индекс
 категории скорости; 7 - TUBELESS -обозначение бескамерной шины;
8 -
PSI - индекс внутреннего давления; 9 - национальный знак соответствия
 шины, сертифицированной в соответствии с государственным стандартом;
 10 - товарный знак изготовителя; 11 -знак официального утверждения
Е22 с указанием страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам №54
ООН; 12 - MADE IN RUSSIA - страна-изготовитель; 13 обозначение
 нормативного документа, по которому изготавливается шина;
14 - место маркировки методом прожига; 15 - 315/80R22,5


обозначение
шины; изготовления шины, состоящая из четырех цифр, из которых
две первые указывают неделю, а две последние -год выпуска; 17 -условия
безопасности при эксплуатации и монтаже шины; 18 - TYVI - обозначение
месторасположения индикатора износа на рисунке протектора; 19 -конструкция
 шины (число слоев и тип корда каркаса и брекера, норма давления
воздуха в шине, максимальная нагрузка на одинарную и сдвоенную шину)
Наиболее часто встречающиеся символы следующие:

Р перед размером шины -P225/50R16 - означает, что шина первоначально
 спроектирована для пассажирского автомобиля. Это может быть легковой
автомобиль, мини-вэн, коммерческий легкий грузовик (до 0,5 тонны). Этот
знак начали использовать с конца 70-х годов прошлого века, и он широко распространен
 и в наши дни;

Т перед размером шины — T125/90D16 — означает, что шина спроектирована
 меньшего, чем стандартный, размера и должна использоваться в качестве
запасной;


Рис.


Типовая маркировка шины иностранного производства

LT перед размером шины — LT245/75R16 — означает, что шина спроектирована
 для легких грузовиков, джипов или полноразмерных вэнов;

LT после размера шины — может означать то же, что и в предыдущем случае:
 7.50/75R16LT; либо что шина предназначена для обода большего, чем
стандартный, диаметра: 8.75R16.5LT; либо что шина имеет большую ширину

профиля, например для езды по грязи или песку:



С после размера шины — например, 195/70R15C — означает, что это шина
для коммерческих грузовиков;
ST перед размером шины — например, ST225/75R15 — означает, что шина
разработана только для прицепов;

Индекс несущей способности (грузоподъемности) — две или три цифры, соответствующие
 максимально допустимой нагрузке на шину (см. Приложение
 10.2);

Индекс скорости — буква латинского алфавита, соответствующая макси


мально допустимой скорости шины (см. Приложение 10.3);
Грязь + Снег — обозначение условий эксплуатации шины;
Снежинка — дополнительный знак условий эксплуатации;


Знак сертификации в качестве оригинального оборудования автомобиля.
гие автомобильные компании требуют, чтобы на шине, принятой для комплектации,
 был этот знак. Примеры таких маркировок приведены в таблице 10.5.1.


Таблица 10.5.1


Максимальная нагрузка и внутреннее давление — гравируется в принятой в
Северной Америке системе единиц либо дублируется в метрической системе
(например, для шин, эксплуатирующихся в Европе). Например, надпись:

30P.S.i. MAX COLD INFL


LBS MAX LOAD

означает, что максимальное давление в холодной шине должно быть 30 фунтов

на квадратный дюйм при максимальной нагрузке на колесо


 фунтов.

Знаки соответствия правилам ЕЭК (Европейской Экономической Комиссии).
Согласно правилам ЕЭК все шины, эксплуатирующиеся в Европе, должны
быть сертифицированы в одном из утвержденных национальных сертификационных
 центрах. Иногда сертификация производится двумя такими центрами.
 Знак соответствия содержит в круге или прямоугольнике указание на
то, где шина была сертифицирована, и номер этого сертификата. Если шина,
дополнительно к обычным испытаниям на надежность и прочность, соответствует
 также нормам по уровню шумообразования, то в конце номера сертификата
 через дефис проставляется буква «s», как показано ниже:

ЕЗ) 0259091


026549 0224420-s

Буква «Е» или «е» и последующая цифра представляют собой код, на основе
 которого можно определить страну, где была сертифицирована шина. Соответствие
 кодов и стран приведено в таблице 10.5.2.


Таблица


Знак соответствия требованиям DOT США. Всоответствиис требованиями
Департамента транспорта США (Departament of Transportation, DOT) боковина
 шины должна содержать следующие надписи:

— «DOT» — знак, показывающий соответствие шины американским стандартам
 безопасности движения;

условное обозначение кода по стандарту США;

условное обозначение кода размера шины по стандарту США;

дату изготовления шины;
Например, надпись DOT


7P CJR X 224 означает следующее:




7P — условное обозначение фирмы-производителя и заводского
кода;


CJR — код типоразмера, которым производители специфицируют
шины для указания их размера и некоторых иных характеристик;

224 — дата изготовления: первые две цифры относятся к неделе, а последняя
 — к году производства шины. Данная шина была изготовлена
в двадцать вторую неделю
года.

Материалы каркасаи брекера шины. Набоковине шины обычно содержится
 надпись, из которой следует, сколько слоев и из какого корда расположены
в зоне беговой дорожки и по боковине. Например, надпись

TREAD 4 PLIES NYLON SIDEWALL 2 PLIES NYLON

означает, что под беговой дорожкой расположено 4 слоя нейлонового корда, в
зоне боковины -2 слоя нейлонового корда.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЁННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Наименование предприятий:
В -Общество с ограниченной ответственностью «Амтел -Черноземье» (г. Воронеж)
Вл -Открытое акционерное общество «ВОЛТАЙР-ПРОМ»


-Закрытое акционерное общество «Красный Яр-ШИН
»
К - Открытое акционерное общество «Шинный комплекс» Амтел-Поволжье (г. Киров)
Я -Открытое акционерное общество «Ярославский шинный завод
»
Бр -Открытое акционерное общество «Барнаульский шинный завод» (ОАО «Алтайский шинный комбинат»
)
Нк - Открытое акционерное общество «Нижнекамскшин
»
У -Открытое акционерное общество «Уралшин
»
Тип рисунка протектора: Зим. -зимний; Зим. ошип. -зимний, ошипованный; Дор. -дорожный; Унив. -универсальный; Пов. пр. -повышенной проходимости;
Всесез.



Тип вентиля: ЛК -с обрезиненным корпусом для камерных шин легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов и с/х машин, длина вентиля -35 мм (ГОСТ 8107-75);
ЛБ - с обрезиненным корпусом для бескамерных шин легковых автомобилей, длина вентиля - 43-62 мм (ГОСТ УБ - универсальный с металлическим основанием
для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей и арочных шин, длина вентиля -35-43 мм (ГОСТ

Обозначение ободьев:

а) ободья для пневматических шин например,


где: 5 - условное обозначение номинальной ширины обода


J -условное обозначение формы бортовой закраины обода;

х - условное обозначение неразъемного обода;


-условное обозначение номинального диаметра обода (мм); Н - условное
обозначение допустимого исполнения профиля обода.
где: W - условное обозначение вида обода;
ободья (ГОСТ 10409-74), например, 5,0-20,
где: 5,0 - условное обозначение профиля обода; «-« -условное обозначение разъемного обода; 20 -условное обозначение
номинального диаметра обода.

Код ОКП -код Общероссийской классификации продукции: например,


где: 25 - резинотехника;


-шины; 3 - легковые шины; шестой знак 0 -любые легковые шины или 1, 2 и др. - индексы изготовителя шины.

Приложение

Соответствие ширины профиля шины
посадочным размерам обода колеса

5,0x13 145-185155-185145-185165-185 175-185175-1951
5,5x13 155-185155-205 165-205 175-205 175-2056,0x13 175-195165-225165-205165-225175-195175-2055,5x14 165-205155-205 155-205 165-205185-205 195-2056,0x14 175-224165-225 175-225 165-225205-225 195-2056,5x14 195-225185-235185-235185-235 205-225205-2457,0x14 205-235 195-245 195-235195-255 205-255205-2655,5x15 165-215155-205175-205 165-205 185-205 195-2056,0x15 175-235155-225 175-215 165-225185-225 195-2257,0x15 205-235195-245195-225195-225215-255195-2655,0x13
5,5x13
6,0x13
5,5x14
6,0x14
6,5x14
7,0x14
5,5x15
6,0x15
7,0x15
145-185
155-185
175-195
165-205
175-224
195-225
205-235
165-215
175-235
205-235
155-185
155-205
165-225
155-205
165-225
185-235
195-245
155-205
155-225
195-245
145-185
155-205
165-205
155-205
175-225
185-235
195-235
175-205
175-215
195-225
165-185
165-205
165-225
165-205
165-225
185-235
195-255
165-205
165-225
195-225
175-185
175-205
175-195
185-205
205-225
205-225
205-255
185-205
185-225
215-255
175-195
175-205
175-205
195-205
195-205
205-245
205-265
195-205
195-225
195-265
Значенияшириныпрофиляшины В (см. и ширины обода
колеса b (см.рис. 9.2) в общем виде связаны между собой соотношением:
 b = В (0,70—0,75). Допускается отклонение ширины обода колеса
от указанной расчётной величины в сторону увеличения до 1 дюйма,
уменьшения — до 0,5 дюйма.

Однако в каждом конкретном случае следует придерживаться
рекомендаций изготовителя автомобиля по выбору колёс и шин, изложенных
 в руководстве по эксплуатации этого автомобиля. В любом
случае применяемые шины должны строго соответствовать установленным
 производителем автомобиля параметрам: геометрическим
размерам, несущей способностии максимальной скорости.


Список использованной литературы
и информационных материалов


1. Б.Л. Введение в механику пневматических шин. М.: Химия, 1988,
224
2.
Новая книга о шинах. М.: ACT и Астрель, 2003,


304 с.
3. Вольное А.А., В.Е., Мир шин. 2008. № 12. С. 22-29.
4. Вольное А.А., Евзович В.Е., Райбман Мир шин. 2009. № 2. С.

5. Вострокнутов
Каменский Б.З., Евзович В.Е., Кривунченко Л.Н.

Восстановительный ремонт шин. М.: Химия, 1974, 392 с.

6. Гуслицер Р.Л. Шина и автомобиль. М.: НТЦ НИИШП, 2007, 287 с.
7. Евзович В.Е. Восстановление изношенных пневматических шин. М.:
Автополис-плюс, 2005, 623 с.
8. Евзович В.Е., Шаров Н.И. Мир шин. 2008. №
С.
9. Евзович
А.В. Мир шин. 2006. № 10. С. 49-58.

10. Европейский Союз, Пресс-релиз RAPID, MEMO/08/698, Brussels, 13
November 2008.
11. Ладыгин A.M. Колеса и шины (Краткий справочник). М.: Изд. «За
рулём», 2006,
12. Правила эксплуатации автомобильных шин, АЭ 001-04. М.: 2004, 85 с.
13. Тарновский В.Н., Гудков
Третьяков


Автомобильные шины. М.:

Транспорт, 1990,272 с.


ТретъяковО. Б., Гудков
А.,Вольное
А.,Тарновский В.Н.
шины. М.: КолосС; Химия, 2007. С. 145-146, 423.

15. Цукерберг СМ. и др. Пневматические шины. М.: Химия, 1973. С. 108, 264.
16. Чудаков Е.А. Теория автомобиля. Машгиз, 1953.


142

Содержание

Предисловие
3

1. Обзор рынка пневматических шин
5

1.1. Мировые тенденции развития рынка шин
5

1.2. Шинный рынок России
8

2. Назначение пневматических шин
10

3. Классификация шин
15

3.1. Легковые шины
16

3.2. Легкогрузовые (коммерческие) шины
16

3.3. Грузовые и автобусные шины
16

3.4. Грузовые внедорожные шины
17

3.5. Крупногабаритные шины
17
Сверхкрупногабаритные шины 17


3.7. Шины специального назначения
18

3.8. Шины высшего класса
18

3.9. Безопасные шины
18
Спортивные шины или шины для гоночных автомобилей 20


3.11. Запасные шины
21

3.12. «Умные шины»
22

3.13. Другие шины
22

4. Устройство пневматической шины
24

4.1. Покрышка
26

4.2. Камера
26

4.3. Резиновая ободная лента
26

4.4. Каркас
27

4.5. Брекер
27
Протектор 28


4.7. Конструкция рисунка протектора
29
Особенности конструкции рисунка протектора
легковых шин 29
Особенности конструкции рисунка протектора
грузовых шин 35


4.8. Боковина
36

4.9. Борт
36

4.10. Внутренний (герметизирующий) слой
37

5. Материалы и технология производства шин
37

5.1. Резина
38

5.2. Текстильный корд и ткани
39

5.3. Металлокорд
40

5.4. Металлическая проволока
41
Технологический процесс шинного производства



143

6.
Особенности шин разных конструкций 41
Диагональные и радиальные шины 42


6.2. Комбинированные и целиком металлокордные (ЦМК)
шины радиальной конструкции 44

6.3. Особенности формы профиля шин
49

7.
Основные эксплуатационные характеристики шин, требования
к их эксплуатации 53

7.7. Сопротивление качению
53

7.2. Максимальная скорость
58

7.3. Грузоподъемность шины
60

7.4. Давление воздуха в шинах
62

7.5. Сцепление шины с дорогой
65

7.6. Аквапланирование
72

7.7. Нормы допустимого износа протектора
75

7.8. Силовая неоднородность. Углы установки колес
78

7.9. Шумообразование 80
7.7ft Ресурс и полный ресурс шины 82

7.77. Эффективный ресурс. Экономическая эффективность шин 83

7.72 Оценка качества шин
84

8. Маркировка шин
88

8.1. Обязательные сведения в маркировке шин
88

8.2. Дополнительные сведения в маркировке шин
90

9. Автомобильные колеса
91

9.1. Классификация колес
91

9.2. Конструкция колеса пневматической шины
92

9.3. Материалы для изготовления колес
100

9.4. Маркировка колес
103

10. Приложения 106
Приложение 10.1. Обозначения шин 106
Приложение 10.2. Индекс несущей способности
(грузоподъемности) пневматических шин 108
Приложение 10.3. Индекс категории скорости пневматических
шин 109
Приложение 10.4. Взаимозаменяемость шин (рекомендации фирмы
Firestone) ПО
Приложение 10.5. Примеры маркировки шин (надписей
на боковине шин) ИЗ
Приложение 10.6. Технические характеристики радиальных шин
легковых автомобилей массового


выпускаемых
предприятиями Российской Федерации

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0