Блог

 Эта статья о том, как создать в Интернете свой сетевой дневник или корпоративный блог, а затем сделать его популярным и узнаваемым. Вы сделаете известным свое имя, сможете рассказать о себе и своей фирме потенциальным клиентам, расширите горизонты своего бизнеса. Эффективность описанных в книге методов доказана автором на практике. Основное внимание в книге уделено наиболее популярным публичным сервисам. Наличие блога позволит вам реализовать несколько разных сценариев жизни, выбрать свой стиль поведения, побывать в самых разных сообществах, найти друзей. Сам процесс «раскрутки» увлекает, как всякое состязание.

 Введение


 Блог – это фактически небольшой интернет-сайт с очень простой системой управления и возможностью обратной связи с читателями. Управлять блогом просто, так что каждый человек, умеющий работать в текстовом редакторе Word и выходить в Интернет, может без дополнительного обучения стать блоггером.
 В который раз уже повторяется ситуация, характерная для всех новинок Интернета: вновь появляющиеся сервисы сначала доступны только специалистам, но затем пользование ими упрощается. Достаточно вспомнить, например, как развивалась электронная почта: сначала таинством составления и отправки писем владели только программисты, а теперь это доступно всем. Правда, скорость адаптации новых сервисов для использования неподготовленными людьми значительно возросла.
 Именно простота размещения материалов в блогах и интерактивность сделали их появление столь распространенным явлением. При этом в блоге могут быть размещены не только тексты, но и фотографии, а также видео– и аудиофайлы. Это позволяет при желании превратить его в он-лайновую газету или радиостанцию.
 Возможность делать записи видимыми лишь ограниченному числу людей либо вообще только хозяину блога позволяет использовать блоги не только для личных целей, но и для работы. Например, транслировать корпоративные новости в компании, разбросанной по всей стране, или координировать работу филиалов, находящихся в разных странах.
 Обычные люди с помощью блогов могут общаться с друзьями, рассказывать о событиях своей жизни, слушать музыку, смотреть видео.
 Блоги стали общедоступны с 1996 года и популярность их растет день ото дня. Сегодня вести блог стало модно, количество блоггеров в рунете уже насчитывает более миллиона человек. Достаточно посмотреть на ситуацию с помощью сервиса Яндекса «Пульс блогосферы» ( www.blogs.yandex.ru/pulse/ ), чтобы наглядно увидеть, как количество употреблений слова «блог», два года назад уступавшее слову «сайт», постоянно росло и сегодня используется чаще (рис. 1).


 Рис. 1. Пульс блогосферы. Запросы по словам «сайт» и «блог» за два последних года

 Каждый может попробовать завести себе блог, поскольку это очень легко и не налагает никаких обязательств. Блог, как правило, бывает бесплатным, и регулярно вести его вас никто не заставит – можно его открыть и ничего в него не писать, или делать это от случая к случаю, или даже при необходимости забросить его на несколько лет, а потом вернуться – блог будет ждать возвращения своего хозяина. Оставляя блог надолго, его содержимое или закрывают под замок, или оставляют в открытом доступе.
 Новые сообщения в сетевой журнал обычно пишут, непосредственно войдя в него. Также в блог отправляют новые сообщения по электронной почте или с мобильного телефона.
 В конце концов, если надоест вести блог, можно его просто ликвидировать.
 Блоги были задуманы и реализованы как инструмент, позволяющий доводить свою точку зрения, свои мысли и пожелания до других без посредников в виде редакторов или веб-мастеров. Редакторские функции в этом случае перекладываются на плечи авторов [1] , которые справляются с ними в меру своих сил, умений и желания.
 Вместе с тем, хотя блоггинг и находится на подъеме, в России он только начал завоевывать действительно массовую популярность. Есть много людей, которые вообще не знают, что это такое. Немало и тех, кто завел себе блог, потому что узнал о существовании такого явления, но не знает, как с ним обращаться. Мы провели небольшой социальный эксперимент на интернет-площадке журнала «Деловой квартал» в Екатеринбурге. Он показал, что тема, посвященная роли блогов в жизни и бизнесе, просматривалась людьми очень вяло, пока не была дана информация о том, что такое блоги, как ими пользоваться и какие возможности они открывают [2] . Как только эта информация была предоставлена, количество просмотров темы стремительно выросло.
 Кроме того, многие хотят использовать блог для продвижения своих товаров и услуг либо для того, чтобы стать известными в каких-то кругах. Эти пользователи знают, зачем им блог, но хотят лучше понять, как с его помощью достичь поставленной цели.
 Всем этим людям и адресована наша статья.




 Как устроены блоги


 На наш взгляд, для понимания социальных сетей, блогов и другого интернет-контента, формируемого самими людьми без посредников, логично обратиться к мнению членов интернет-сообщества, в частности к «Википедии». В англоязычной «Википедии»  (Wikipedia) – сетевой энциклопедии, которая составляется всем интернет-сообществом, о блогах написано следующее: «Блог – это веб-сайт, содержимое которого наполняется самим пользователем. Блог выполнен в стиле журнала и располагает сообщения в обратном хронологическом порядке. Блог позволяет выпускать комментарии или новости по любым вопросам, таким как кулинария, политика или местные новости. Иногда блоги выполняют функции личных дневников. Типичный блог сочетает в себе текст, изображения, гиперссылки на другие блоги, веб-страницы и другие ресурсы, имеющие отношение к теме блога. Важная часть большинства современных блогов – возможность для читателей оставлять комментарии в интерактивном формате. Большинство блогов текстовые, хотя некоторые сосредоточиваются на фотографиях (фотоблоги), рисунках (скетчблоги), видеоматериалах (влоги) или аудиоматериалах (подкасты). Существуют и социальные сети, охватывающие одновременно широкий спектр интересов. Блоги могут быть частью таких сетей» [3] .
 Мы рассмотрим, как завести блог, на примере двух самых больших на момент написания книги площадок – Живого Журнала и LiveInternet.
 Блоги во многом похожи на традиционные интернет-сайты. Они тоже расположены в Интернете, имеют странички с адресами и позволяют размещать информацию, доступную пользователям. Однако отличия блогов от интернет-сайтов столь принципиальны, что заставили говорить о появлении принципиально новой технологии.
 Главное отличие состоит в том, что сайты предоставляют для ознакомления информацию, размещенную их владельцами, и обычно не предполагают оперативной обратной связи. Мы говорим об информационных сайтах, а не о таких, как интернет-магазины, где интерактивность присутствует, но направлена на уточнение заказа и совершение покупки. Конечно, элементы интерактивного общения имеются и на традиционных сайтах, но это обычно одностороннее или как максимум двустороннее общение.
 Так, на большинстве традиционных сайтов есть электронная почта, с помощью которой можно общаться с их владельцами или редакторами, но это общение скрыто от посторонних глаз.
 Также на некоторых традиционных сайтах существует гостевая книга. Каждый желающий может оставить в ней сообщение или за дать вопрос. Но и через нее общение внешне выглядит либо как одностороннее (когда вопрос виден всем, но ответ в публичном доступе не размещается), либо, даже при наличии ответа, это общение между двумя людьми (ведь даже если у других людей есть возможность читать это общение, они не могут в него вмешаться).
 Размещение текста на сайте и в блоге тоже различается. Для того чтобы разместить материал на сайте, требуется зайти в соответствующий раздел и воспользоваться формой для размещения статей либо вообще создать страничку на своем компьютере и затем записать ее на сервер, предоставляющий место для сайта в Интернете (такое предоставление места называют хостингом). Подобные действия требуют некоторой подготовки.
 Создание блога же предельно упрощено: форма для создания сообщения стандартная, доступ к ней по силам освоить любому человеку, который в принципе смог выйти в Интернет. Правда, никакой автоматической рубрикации на блоге не предусмотрено, и все статьи по умолчанию будут располагаться друг за другом в порядке их появления.
 Сделаем небольшое отступление и поговорим о явлении, способствующем стремительному развитию блогов, – о RSS-потоках.
 В «Википедии» сказано, что RSS-потоки предназначены «для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами» [4] .
 Благодаря RSS-потокам любое изменение в блоге становится видно подписчикам в считанные минуты. Кроме того, RSS-потоки блогов, как правило, транслируются в службу «Блоги Яндекса», где информация не более чем через час с момента публикации становится доступна пользователям. RSS-агрегаторы – это программы, позволяющие читать RSS-потоки с разных сайтов или блогов в одном месте. Благодаря им отпадает необходимость посещать сайты, что позволяет сэкономить время, необходимое для оперативного отслеживания изменений в блогах. Подробнее о конкретных RSS-агрегаторах мы поговорим ниже.
 В традиционном Интернете есть и такие ресурсы, которые, подобно блогам, позволяют организовать общение между людьми, – это форумы (их еще называют дискуссионными площадками). Чаще всего форумы присутствуют в Интернете не самостоятельно, а являются частью сайта или портала. Порталами обычно называют сайты, открывающие доступ к другим сайтам, объединенным какой-то темой, но самостоятельным.
 Примером портала может служить сайт автора этой книги «Конкурентная разведка» ( www.ci-razvedka.ru ), который не только содержит информацию по теме, но и открывает доступ к различным инструментам, расположенным на самостоятельных сайтах по всему миру.
 Для того чтобы лучше понимать разницу между форумами и блогами, а значит, и использовать их максимально эффективно, рассмотрим этот вопрос более подробно. Сравнение блогов и форумов было, на наш взгляд, удачно проведено Романом Подоляном – редактором украинского общественно-правового сайта «СОКол-ЮрОбоз» – в его статье «Слухи о смерти форумов сильно преувеличены» [5] .
 Блоги и форумы похожи тем, что позволяют общаться в принципе неограниченному числу лиц как в реальном масштабе времени, так и в удобное для них время. Однако по некоторым своим возможностям блоги и форумы серьезно различаются. Перечислим эти отличия.
  1. Расположение сообщений на странице. В форуме наверх (в первую строку, видимую пользователем) выходит та тема, комментарий по которой появился позже всех остальных (т. е. он является самым свежим для данного форума).
 Чтобы не было полного перемешивания тем и не затруднялся поиск нужного материала, на форумах существуют отдельные категории для каждого рода сообщений, но внутри каждой категории вверху все равно будет то сообщение, ответ по которому появился последним. Если, предположим, минуту назад на форуме была создана тема с вопросом, то это она встает в первой строке перечня обсуждаемых тем.
 Но если следующим будет сообщение в другой теме, созданной год назад и исчерпавшей себя в течение пяти минут после создания, то эта тема годичной давности, давно забытая всеми, станет первой в списке, а предыдущий лидер сместится вниз и займет вторую строчку.
 Кстати, некоторые используют это в информационных войнах, чтобы «поднять» негативную информацию о противнике.
 В блогах ситуация иная. Обсуждение темы (ее еще называют постом или статьей) в блоге не приводит к изменению последовательности расположения текста в нем. Как и в форуме, каждый новый комментарий к статье записывается под предыдущим, формируя так называемую ветку (тред), но статья, к которой дан новый комментарий, не меняет своего положения относительно других. Статья, которую обсуждают, по мере появления новых постов уходит в глубь блога вместе с обсуждением, которое в связи с ней происходило.
  2. Управление контентом (информационным наполнением). С технической точки зрения нет большой разницы между контролем над контентом в блоге и форуме. В обоих случаях обычно существует модератор, который имеет возможность удалять или редактировать сообщения посетителей, запрещать комментирование тем. Также он видит адреса, с которых посетители написали свое сообщение, и может ограничивать их доступ на блог или форум. Но на практике сложилось так, что чаще всего блог абсолютно подконтролен воле одного человека, тогда как форумы более демократичны (а иногда и просто никем не контролируемы). На входе в форум висят правила поведения на данном ресурсе, а на входе в блог их обычно нет. Хотя и здесь возможны отклонения от общей ситуации в обе стороны: масса форумов не соблюдает объявленных ими же самими правил, а на входе в журналы некоторых блоггеров правила присутствуют.
  3. Кто может быть инициатором темы (того, кто создает тему, часто называют тредстартером). На форуме тредстартером может быть любой зарегистрированный пользователь. В блоге, как правило, таковым является его владелец или тот, кто выступает от его имени. Вот почему форумы в значительно большей степени ближе к равноправию участников, чем блоги.
  4. Продолжительность активного обсуждения темы. За счет встроенной функции поиска в форуме значительно проще отыскать нужную тему, чем в блоге. Поэтому человек, которому требуется найти ответ на свой вопрос, в форуме может сделать это быстрее, чем в комментариях блога.
 Если при комментировании в блоге собеседники нашли ответ, в поисках которого они, собственно и зашли туда, то в такой ситуации разницы между форумом и блогом для них не будет. Но если требуется что-либо уточнить, то блог становится значительно менее удобным инструментом, чем форум. Ведь уточняющий вопрос, заданный в блоге, окажется невидимым большинству людей, так как «спрятан» в глубине блога просто в силу того, что появилось много новых постов.
 В форуме же уточняющий вопрос новичка поднимет тему в верхнюю часть страницы и тем самым привлечет всеобщее внимание. И действительно, на форумах некоторые темы обсуждаются годами, тогда как на блогах обсуждение занимает значительно более короткий период времени. Разумеется, есть исключения и здесь. Например, блог Дениса Фурсова из Санкт-Петербурга, посвященный правильному поиску с помощью Яндекса, стал постоянно действующей площадкой, где обсуждаются проблемы поиска. Однако такие исключения довольно редки и не меняют общей ситуации.
 Резюмируя, можно процитировать Романа Подоляна: «Почему блоги не заменят форумы? Пока людям будут нужны коллективные обсуждения, близкие к равноправным, – до тех пор будут нужны и форумы. Пока людям будет нужно личное пространство – до тех пор будут и блоги» [6] .




 Что мы понимаем под раскруткой блога


 «Раскрученный блог» – понятие неоднозначное и очень субъективное. Многое зависит от того, с какой целью блог был создан и какие задачи его автор ставил перед собой.
 Для того чтобы добиться поставленной цели раскрутить блог, потребуется провести комплекс мероприятий. В большинстве своем они несложны, но требуют понимания некоторых механизмов работы Интернета и соблюдения определенных правил. Исключение составляет, пожалуй, только наполнение блога собственным контентом, так как это требует хорошего знания предмета либо хорошего стиля письма и креативности. Впрочем, существуют блоги, которые хорошо известны и без наличия у владельцев этих качеств. Как правило, они представляют собой отличные сборники материалов, интересных целевой аудитории и снабженных минимальными комментариями автора блога.
 Мы бы выделили несколько разных подходов к раскрутке блога, исходя из поставленных автором задач.
  1. Блог должен собрать людей, интересующихся тем же, что автор. В таком случае под его раскруткой можно понимать формирование постоянной «тусовки», которая обменивается информацией по теме, интересной автору, обогащая каждого участника общения новыми знаниями или новыми эмоциями. Численность посетителей блога может быть невелика, если он занимает какую-то нишу, но зато среди посетителей практически нет случайных людей.
  2. Блог должен занять верхние строки в рейтинге блогов по количеству читателей или по авторитетности, т. е. войти в топ. На сайте Яндекса существует рейтинг блогов. Он расположен по адресу:  www.blogs.yandex.ru/  и создан с учетом двух факторов – авторитетности и количества читателей. Приоритет отдается авторитетности.
 Если количество читателей – термин понятный, то определение авторитетности надо дать отдельно. Авторитетность, по определению Яндекса, – это «интегральный показатель, основанный на данных о том, как часто другие блоггеры ссылаются на рассматриваемый блог, кто именно ссылается, количестве комментариев в блоге, количестве известных нам читателей блога, а также других данных о блоге и его положении в блогосфере» [7] .
 В таблице 1 показано, как выглядела пятерка лидеров рейтинга блогов на момент написания книги.


  Пятерка лидеров рейтинга блогов на момент написания книги

 Как правило, подобные блоги представляют собой полностью авторские работы или сборники, посвященные достаточно общим темам. Например, это могут быть информация о музыкантах или шоу-бизнесе в целом, публикации авторских художественных текстов, рассказы о жизни или работе достаточно известного человека, написанные ярким языком, а также подборки смешных фотографий или текстов, снабженные историями из жизни автора.
 Очень часто именно в авторском стиле, а не в содержании кроется секрет популярности блога. Вот пример очищенного от нецензурных слов и изложенного обычным языком текста, размещенного в посещаемом блоге: «Я долго ехал в метро с работы, устал ехать, и мне было тесно и жарко». В оригинале он выглядел действительно забавно и получил массу комментариев.
 Вхождение в топ по авторитетности – наиболее трудоемкое и затратное по времени занятие, хотя бы в силу того, что многие лидеры рейтинга начали свои блоги много лет назад.
 Но так ли вам надо попадать в лидеры по авторитетности?
  3. Блог должен находиться на первых страницах поисковых машин по запросам, которые могут заинтересовать целевую аудиторию. В таком случае не имеет особого значения, какого рода материалы размещаются в блоге, – важно составлять тексты с учетом того, чтобы они «нравились» не только людям, но и поисковым машинам.
  4. Блог должен помогать компании вести бизнес. В этом случае он поддерживает компанию в ее бизнесе, обеспечивает лучший контакт с ее настоящими или потенциальными клиентами и для раскрутки должен «нравиться поисковым машинам» и быть «написан живым языком».
  5. Блог должен быть посещаем не менее чем 500 пользователями в день, и лучше все время разными. Этого принципа раскрутки придерживаются люди, которые зарабатывают на сетевой рекламе, размещая у себя на блоге, например, баннеры программы  Google AdSense  ( www.google.com/adsense ), которая позволяет размещать на сайтах и блогах контекстную рекламу и получать деньги за переходы пользователей по баннерам.
 Таким блоггерам, по мнению многих специалистов, лучше разворачивать не один блог, а сеть блогов, связанных между собой гиперссылками, располагая эти гиперссылки так, чтобы повысить вероятность перехода пользователя с блога на блог.
 Далее мы рассмотрим различные приемы раскрутки, которые каждый сможет адаптировать под свои потребности.




 Как завести блог и на что при этом обратить внимание



 Создание блога в Живом Журнале

 Живой Журнал (ЖЖ, или Livejournal) располагается по адресу:  www.livejournal.com и в настоящее время является самым крупным ресурсом для ведения русскоязычных блогов.
 Надо сказать, что, с одной стороны, инструкции по управлению блогом, содержащиеся в разделах «Помощь» и «FAQ» (частые вопросы) Живого Журнала очень велики по объему. С другой стороны, для того чтобы завести блог и начать им пользоваться, надо предпринять не так уж много достаточно простых действий. Интерфейс блогов настолько понятен, что повседневная работа с ним обычно не вызывает затруднений у пользователей. Поэтому мы расскажем об основных действиях, которые надо выполнить, создавая блог. А если вам потребуются какие-то новые возможности, вы сможете найти дополнительную информацию в самом Живом Журнале.
 Прежде чем начать регистрировать блог, надо обзавестись адресом электронной почты (e-mail). До того, как почтовый адрес будет подтвержден, пользователь не имеет права писать комментарии к другим блогам. Почтовый ящик может быть любым – главное, чтобы он был уникальным для Живого Журнала, т. е. чтобы по нему ранее не проводилась регистрация на этом сайте (регистрация этого адреса на любых других сайтах значения не имеет). Требования к уникальности электронного адреса предъявляются потому, что по нему высылается пароль в случае, если пользователь его забывает.
 Проще всего открыть почтовый ящик на любом бесплатном почтовом сервисе (например, на Яндексе, Рамблере, Гугле или Mail. ru). Чтобы не запоминать различные пароли и адреса своих почтовых ящиков, рекомендуем сразу после того, как почтовый ящик создан, сделать в нем переадресацию всех входящих писем на ваш постоянный адрес электронной почты. При таком подходе вы сможете иметь неограниченное количество почтовых ящиков, непосредственно работая только с одним из них.
 После того, как адрес электронной почты получен, можно приступать к открытию блога.
 Для этого надо отправиться на главную страницу Живого Журнала по адресу:  www.livejournal.com . На этой странице немало разного рода информации о Живом Журнале, но для нас сейчас главное, что сразу в нескольких местах страницы есть кнопки или гиперссылки «Создать аккаунт» (либо «Создать журнал»). Они-то нам и нужны. Выбирайте любую и нажимайте. На рисунке 2 показано, как выглядит главная страница Живого Журнала.
 На открывшейся после этого странице надо заполнить информационные поля (рис. 3).
  Имя пользователя. Выберите себе любое имя (ник). В Живом Журнале он может состоять только из латинских букв, цифр и знака нижнего подчеркивания, например: ivan_petrov, ivanpetrov, iv_an_petrov, ivanpetrovvv, ivanpetrov85 и т. п.
 Поскольку в Живом Журнале очень много пользователей, простые и короткие ники, скорее всего, зарегистрировать не удастся.
  Адрес электронной почты (e-mail). Как мы уже говорили, в это поле должен быть введен реальный адрес. На него автоматически будет отправлено письмо, содержащее гиперссылку для подтверждения подлинности электронного адреса. Вам надо просто перейти по гиперссылке в полученном письме, чтобы адрес электронной почты был подтвержден. Все сообщения, которые имеют отношение к Живому Журналу, станут приходит на этот адрес. К таким сообщениям относится информация о том, что в вашем блоге сделан комментарий или что кто-то добавил вас в список своих друзей.


 Главная страница Живого Журнала

  Пароль. Введите пароль (и запомните его). Лучше, чтобы он был не короче шести знаков и содержал, помимо букв, еще цифры и/или не алфавитно-цифровые символы (например, знаки @, !, ?, $).
  Подтвердите пароль. Просто подтвердите пароль, набрав его еще раз. Это защита от опечаток при вводе.


 . Страница создания нового аккаунта в Живом Журнале

  День рождения. В принципе вы можете ввести здесь любую дату. Живой Журнал не требует вводить ваш настоящий день рождения. Более того, в комментарии к этому пункту указано, что он введен по требованию американского законодательства (Живой Журнал принадлежит частной компании из США). Однако там же сказано, что неверное указание даты может затруднить вам пользование блогом. При регистрации блога вы сможете полностью или частично скрыть введенный день рождения от посторонних глаз, так что решайте сами, вводить вам настоящую дату вашего рождения или нет.
  Подтвердите, что вы человек. Этот пункт – стандартная защита от автоматических регистраций, которые проводят спамеры с помощью специальных роботов. Для того чтобы подтвердить, что вы человек, достаточно ввести буквенно-цифровой код, написанный рядом со строкой, в которую его вводят. Иногда сделать это с первого раза не получается, так как для защиты от автоматического сканирования он снабжен таким количеством «помех» и искажений, что даже человек не всегда его понимает. Ничего страшного в ошибке при вводе этого кода нет. Если код не удалось ввести, в следующий раз будет выдан уже другой, как правило, более читаемый. Если потребуется, и в третий раз код будет изменен, хотя в этом практически никогда не возникает необходимости.
  Новости сайта. По умолчанию напротив этого поля стоит галочка с текстом «Да, извещайте меня о новостях Живого Журнала». Если у вас нет желания получать подобные новости, вы можете просто снять галочку и новости приходить к вам не будут.
  Официальные данные. Здесь галочку наоборот надо поставить – напротив текста: «Я прочитал(а) условия использования и положение о конфиденциальности и выражаю согласие».
 После заполнения этих полей вы подтвердите, нажав копку внизу, что готовы продолжать работу с Живым Журналом, и попадете на страницу, которая позволяет выбрать тарифный план – на момент написания книги было три, два из них – бесплатные. Эта страница называется «Настройте свой аккаунт» (рис. 4).
 На вновь открывшейся странице вы увидите таблицу, в которой перечислены все три типа тарифных планов. Они написаны таким образом, что особенности каждого из них хорошо видны.


  Выбор тарифного плана в Живом Журнале

 Если говорить кратко, то эти планы отличаются друг от друга возможностями, предоставляемыми пользователю, и тем, что от него требуют взамен. Каждый следующий тарифный план позволяет загружать большее количество файлов, фотографий, а также аватаров (небольших картинок пользователя, которые позволяют ему сделать свой блог и свои сообщения более оригинальными и вместе с тем выразить свое настроение и мысли).
 Первый тариф – «Базовый» – относительно беден по своим возможностям, хотя достаточно функционален.
 Второй тариф – «Плюс» – открывает по-настоящему хорошие возможности работы с блогом, но при этом содержит рекламные баннеры. Собственно говоря, именно рекламодатели и позволяют пользователям бесплатно приобщиться к тарифу, дающему широкие возможности.
 Третий тариф – «Платный» – позволяет дополнительно получить некоторые дополнительные бонусы:


Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0