Пожарникам 12

Лафетный ствол:

1 – сменная насадка; 2 – воздушно-пенный ствол; 3 – насадка; 4 – ствол;
5 – успокоитель; 6 – втулки-распылители; 7 – золотник; 8 – разветвление;
9 – тройник; 10 – стальная втулка; 11 – рукоятка; 12 – хвостовик;
13 – уплотнительные втулки

 

Управление лафетными стволами обеспечивается механизмом пово-
рота и механизмом подъема. Механизм поворота обеспечивает поворот
лафетного ствола в горизонтальной плоскости на 130о в обе стороны. Ме-
ханизм подъема лафетного ствола служит для обеспечения движения в
вертикальной плоскости на угол в пределах от –8 до +75о от горизонтали.

Заполнение пожарного насоса водой из цистерны (см.
рис. 7.6) производится по трубопроводу при открытом клапане 13 типа
Ду-80, а из открытого водоема – с помощью всасывающих рукавов, под-
соединяемых к всасывающему патрубку насоса 18. Забор воды из водопро-
водной сети производится колонкой, установленной на гидрант. Разреже-
ние во всасывающей полости создается газоструйным вакуумаппаратом,
который соединяется со всасывающей полостью вакуумным краном 8. От
коллектора 9 по трубопроводу при открытой винтовой задвижке 14 вода
подается в распределительный клапан 11, а от него в цистерну или к ла-
фетному стволу. Задвижку 14 необходимо открывать перед выездом, если

2

4

6

8

10



предполагается работа лафетным стволом на ходу автомобиля. По трубо-
проводу от коллектора при открытой задвижке 14 цистерну можно запол-
нить водой из водоисточника или водоема. При этом распределительный
клапан 11 должен быть поставлен в положение «Цистерна».

К задвижке 15 присоединены напорные трубы 16 с соединительными
головками для подсоединения напорных рукавов. Эти трубы закрыты за-
глушками 17.

Подача воды. При подаче воды в рукавную линию ствола «первой
помощи» вода в цистерне 10 при открытом клапане 13 по трубопроводу
поступает в насос. Из насоса вода поступает в коллектор 9, и при открытии
напорной задвижки 15 она подается в напорные трубы 16 и в присоеди-
ненные к ним рукавные линии.

При подаче воды лафетным стволом из цистерны необходимо открыть
клапан 13 и напорную задвижку 14. Кроме того, распределительный кла-
пан следует предварительно поставить в положение «Лафетный ствол».

Для подачи воды ручным стволом или лафетным стволом при ее забо-
ре из открытого водоема, сняв заглушку, подсоединяют к всасывающему
патрубку 19 насоса 18 всасывающие пожарные рукава. С помощью ваку-
умной системы производится забор воды. При открытых задвижках 14 и 15
вода подается в лафетный 12 или ручные стволы через рукавные линии,
подсоединенные к напорным трубам 16. Для подачи воды стволами при
заборе ее из водопроводной сети, сняв заглушку со всасывающего патруб-
ка насоса 18, присоединяют к нему водосборник. Установив пожарную ко-
лонку на гидрант, соединяют его патрубки всасывающими рукавами с во-
досборником. Для надежного забора воды один из рукавов должен быть
обязательно жестким. Подача воды насосом производится, как указано
выше.

Подача водного раствора пенообразователя. Поступле-
ние пенообразователя в насос возможно из пенобака 7, посторонней емко-
сти или цистерны 10 (если она вместо воды заполнена пенообразователем).

При всех способах забора воды и подачи ее к стволам можно подавать
водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пе-
носмеситель 2, открыв его кран и вентиль 5. При этом пенообразователь из
бака 7 по трубопроводу поступит к пеносмесителю 2 и от него будет эжек-
тироваться и по трубопроводу поступать во всасывающую полость насоса
18. Подача насосом водного раствора пенообразователя осуществляется
так же, как при подаче воды.

Подачу пенообразователя в пеносмеситель можно осуществить из по-
сторонней емкости. Для этого необходимо снять заглушку 3 с крестовины
4 и подсоединить к ней шланг от внешней емкости с пенообразователем.
При этом пенообразователь (клапан 6 должен быть закрыт), как описано
выше, будет поступать в насос. Если цистерна 10 заполнена пенообразова-


телем, то его поступление в пеносмеситель будет происходить при откры-
том вентиле 5 и закрытом клапане 6.

Промывка системы пеносмесителя. Пенообразователь вы-
зывает сильную коррозию металлов, поэтому после работы систему необ-
ходимо промыть водой. Промывка может осуществляться водой из цис-
терны или из посторонней емкости. При открытом вентиле 5 и работаю-
щем насосе необходимо включить кран пеносмесителя 2. Вода из цистер-
ны 10 пойдет по трубопроводам через вентиль 5, крестовину 4, пеносмеси-
тель 2 во всасывающую полость насоса 18, при этом целесообразно не-
сколько раз повернуть рукоятку пеносмесителя. Остатки пенообразователя
будет удалены из трубопроводов и пеносмесителя. Промывка системы из
посторонней емкости производится так же, как и подача пенообразователя.

Пневматическое дистанционное управление клапана-
ми водопенных коммуникаций на АЦ-40(131)137 (рис. 7.9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.9. Схема пневматического дистанционного привода:

1 – пенобак; 2, 8 – клапаны; 3, 11 – поршни; 4 – пружина; 5 – клапан Ду-32;
6 – цистерна; 7 – клапан Ду-80; 9 – клапан- распределитель; 10 – шток; 12 – баллон
со сжатым воздухом; 13 – клапан-ограничитель; 14 – разобщительный кран;
15 – золотник; 16 – колонка управления

Из баллона 12 сжатый воздух поступает по трубопроводам через ра-
зобщительный кран 14 и клапан-ограничитель 13 к кранам I, II , III колон-
ки управления 16, установленной на крыше кабины водителя слева от ла-
фетного ствола. Разобщительный кран отключает от пневматического при-
вода тормозов систему дистанционного управления, если в ней появляются
неисправности. Клапан-ограничитель поддерживает необходимое давление
в тормозной системе.

2

3

4

5

6

2

3

4

8

9

10

11

7

Из

В

В цистерну

15

15

15

15

16

14

13

12

1

пожарному стволу

К лафетному



По трубопроводу от крана I воздух поступает к клапану 5, а от крана
II – к клапану 7, кран III соединен с пневмоцилиндром распределительно-
го клапана 9. Корпуса кранов I, II и III имеют по три штуцера: А – для под-
вода воздуха из баллонов 12, Б и В – для подвода воздуха к исполнитель-
ным механизмам. На штуцера Б кранов I и II установлены заглушки. Через
штуцер Г полость каждого крана и клапана сообщается с атмосферой. В
кранах I, II и III золотниками 15 регулируется направление воздуха в сис-
теме.

Заправка цистерны водой. Рассмотрим схему, приведенную на
рис. 7.9. В кранах I и II путь воздуху прегражден. Из крана III воздух по
трубопроводу поступает к центральному штуцеру пневмоцилиндра рас-
пределительного клапана 9. При движении поршня 11 с уплотнительными
кольцами заслонка в штоке 10 прижимается к седлу корпуса и вода из по-
жарного насоса поступает в цистерну.

Подача воды в лафетный ствол. Для подачи воды необходи-
мо выполнить следующие действия.

1. Поставить кран III в положение "Включение” (см. расположение
золотника в правой части рисунка). При этом положении золотника воздух
будет поступать по воздухопроводу в левую часть пневмоцилиндра и пе-
ремещать поршень 11, а с ним шток 10 и клапан 8, открывая путь воде к
лафетному пожарному стволу. Воздух из правой части пневмоцилиндра
распределительного клапана через воздухопровод и золотник 15 будет вы-
ходить в атмосферу. При открытой задвижке 14 (см.рис. 7.6) вода из насо-
са будет поступать в лафетный ствол. Так будет подаваться вода, если по-
жарная автоцистерна установлена на водоисточник.

2. Для забора воды из цистерны необходимо включить клапан 7. Для
этого следует перевести рукоятку крана II в положение "Включено”. Воз-
дух по трубопроводу поступит в пневмоцилиндр клапана 7. При движении
поршня 3, преодолевая сопротивление пружины 4, вместе с ним перемес-
тится клапан 2, давая доступ воде из цистерны в пожарный насос и к рас-
пределительному клапану. По окончании работы рукоятку крана следует
переместить в положение "Выключено”, при этом под действием пружины
4 клапан 2 перекроет доступ воды из цистерны в пожарный насос. Воздух
из пневмоцилиндра по воздухопроводу выйдет в атмосферу.

Подача воздушно-механической пены. Для подачи воз-
душно-механической пены необходимо на лафетный ствол подать воду, а
во всасывающую полость насоса – пенообразователь. Для этого следует
включить водяной кран пеносмесителя и установить дозировку. Затем
нужно рукоятку крана I перевести в положение "Включено”, при этом по
воздухопроводу сжатый воздух поступит в клапан 5. Этот клапан работает
аналогично клапану 7. Клапан 2 откроет трубопровод из бака с пенообра-


зователем 1, и пенообразователь поступит к пеносмесителю, а затем во
всасывающую полость насоса.

Поддержание необходимого давления воздуха в тор-
мозной системе обеспечивает клапан-ограничитель (рис. 7.10). Мем-
бранная диафрагма 11 зажата между корпу-
сом 5 и крышкой клапана 7, соединенными
шпильками. На диафрагме закреплены две
стальные детали 10 и 12 в виде полых ци-
линдров с дном, а также латунный клапан 6 с
резиновой вставкой. Между мембраной и
шайбой 3 размещена пружина 4. Воздух про-
ходит через штуцер 9 и давит на диафрагму.
Преодолевая силу пружины 4, мембрана про-
гибается и отводит клапан 6 вниз. При этом
открывается проход воздуха через отверстие
8, в которое ввертывается выходной штуцер.

Пружина рассчитана таким образом, что
клапан открывается только при давлении
выше 539 кПа. Сила сжатия пружины регу-
лируется болтом 1, который стопорится
контргайкой 2. Давление воздуха в системе
обычно около 735 кПа. При разборке клапана
его детали 10 и 12 должны смазываться
смазкой ЦИАТИМ-201. Разобщительный
кран и клапан-ограничитель монтируются на
крыше ка

Водопенные коммуникации пожарных автоцистерн других типов. На
пожарных автоцистернах АЦ-30(130): №А, АЦ-40(130)63Б, АЦ-30(53А)106Б,
а также на автонасосах АН-30(130)64А и АНР-40(130)127А принципиальные
схемы водопенных коммуникаций и их устройство незначительно отличаются
от представленной на рис. 7.6. На этих пожарных автомобилях не устанавли-
ваются лафетные стволы; кроме того, управление водопенными коммуника-
циями на них предусмотрено только ручное, поэтому клапаны Ду-80 и Ду-32
заменены вентилями.

Водопенные коммуникации АЦ на шасси Урал 5557 и 55571. На
этих шасси производятся четыре АЦ. Две из них имеют лафетные стволы
[АЦП-6/6-40(5557)-10 и АЦП-8/6(55571)-30] и две без лафетных стволов
[АЦП –9/3-40(55571)-30 и АЦП-6/3-40(5557)-10]. В водопенных коммуни-
кациях (рис. 7.11) применяются вентили (задвижки), конструкция которых
описывалась раньше. Так, задвижка 5 – типа Ду-25, 9 – типа Ду-80, а
12 – типа Ду-100.

7

8

9

6

5

4

3

2

1

12

11

10

Рис. 7.10. Клапан-ограничитель:

1 – регулировочный болт;
2 – контргайка; 3 – шайба;
4 – пружина; 5 – корпус;
6 – клапан; 7 – крышка;
8 – отверстие; 9 – штуцер;
10, 12 – стальные детали;
11 – диафрагма



В отличие от общей схемы
АЦ-40(131)137 (см. рис. 7.6) в
этой схеме отдельно установлен
лафетный ствол 7. Вода к нему
поступает от коллектора 16 насо-
са при открытом вентиле 9.

Особенностью этой системы
является также то, что в ней не
предусмотрена промывка водо-
пенных коммуникаций с забором
воды из цистерны. Эта операция
должна выполняться подачей во-
ды от постороннего источника,
подсоединяемого к тройнику 3.

Пенообразователь для туше-
ния может забираться из пенобака
6 при открытом вентиле 5 или из
посторонней емкости, подсоеди-
няемой к тройнику 3.

На всех АЦ этого типа уста-
навливается только насос ПН-
40УВ. На ВПК осуществляются
все операции, аналогично тому,
как это описано для АЦ-
40(131)137.

Водопенные коммуникации АЦ на шасси КамАЗ. На шасси КамАЗ
разработаны и производятся ряд автоцистерн. На них могут быть установле-
ны пожарные насосы ПН-40-УВ, ПЦНН-40/100, ПЦНК-40/100-4/400. На ряде
из них могут быть лафетные стволы с ручным или гидравлическим приво-
дом. Из возможных комбинаций оборудования АЦ выделим типичные.

Водопенные коммуникации АЦ с лафетными стволами и насоса-
ми ПН-40УВ. Такими ВПК оборудованы автоцистерны АЦ-5-40(4310),
АЦ-7-4-(53213) и др. Принципиальная схема ВПК представлена на
рис. 7.12.

Заполнение насоса водой производится из постороннего водо-
источника (водоема или водопроводной сети) так же, как описано раньше.
При заполнении его из цистерны 1 должны быть закрыты вентили 15 и 3 и
открыта задвижка 2. При открытом вакуумном кране вода заполнит насос.

Подача воды в рукавные линии может осуществляться из
цистерны 1 при открытой задвижке 2 и закрытых вентилях 3 и 15. Вода по-
ступит в насос, а из него к напорной задвижке 9, к штуцеру которой долж-
на быть присоединена рукавная линия.

6

7

11

12

13

14

16

17

19

18

2

1

3

4

8

9

10

15

5

4

Рис. 7.11. Принципиальная схема
водопенных коммуникаций:
АЦ-6/6-40 (Урал 5557-10)

1 – масленка; 2 – пеносмеситель;
3 – тройник; 4, 13, 19 – заглушки; 5, 9, 10,
12 – вентили; 6 – пенобак; 7 – лафетный
ствол; 8 – вакуумный кран; 11 – цистерна;
14 – напорная труба; 15 – напорная
задвижка; 16 – коллектор; 17 – пожарный
насос; 18 – всасывающий патрубок


Поступление воды в
лафетный ствол 13 может
осуществляться из цистер-
ны 1 (задвижка 2 открыта, а
вентили 3 и 15 закрыты)
или от посторонних источ-
ников, подсоединяемых к
всасывающему патрубку 4.
Управление клапаном 12 и
лафетным стволом может
осуществляться вручную
или с помощью гидропри-
вода 11.

Подача раствора пено-
образователя в насос 14
может осуществляться из
пенобака при открытом
вентиле 7 через пеносмеси-
тель 6. Возможно забирать
пенообразователь из посто-
ронней емкости, подсоеди-
няемой к штуцеру 5. По-
следовательность операций
такая же, как уже описыва-
лось. На серии этих АЦ возможно цистерны заполнять пенообразователем
и использовать их как автомобили воздушно-пенного тушения. Заправка
цистерны 1 пенообразователем возможна через штуцер 5 при открытом
вентиле 3 и закрытых задвижке 2 и вентилях 15 и 7.

Применяемый в схеме способ заполнения цистерны пенообразовате-
лем используется и для промывки системы подачи пенообразователя. При
закрытых вентилях 15 и 7 и задвижке 2 вода из цистерны 1 будет забирать-
ся пеносмесителем 6 и подаваться в насос и его коммуникации, осуществ-
ляя их промывку.

Заполнение цистерны водой может осуществляться заливкой
ее через заливной патрубок на крышке люка. После тушения пожара от по-
стороннего источника вода насосом подается через вентиль 15 при закры-
тых задвижке 2 и вентиле 3.

Дистанционное управление лафетным стволом ПЛС-20.
На автоцистерне применяется гидравлическая система управления лафет-
ным стволом. Составной ее частью является кран-гидрозамок (рис. 7.13).
Он предназначен для запирания рабочей жидкости в цилиндрах поворота

8

9

10

11

12

13

7

6

15

1

14

5

4

2

3

Рис. 7.12. Водопенные коммуникации АЦ с лафет-
ным стволом на шасси КамАЗ:

1 – цистерна; 2 – задвижка Ду-100; 3 – вентиль
Ду-26; 4 – всасывающий патрубок; 5 – штуцер;
6 – пеносмеситель; 7 – вентиль Ду-25; 8 – пенобак;
9 – напорная задвижка Ду-70; 10 – вакуумный кла-
пан; 11 – гидроцилиндр привода лафетного ствола;
12 – клапан Ду-70; 13 – лафетный ствол;
14 – пожарный насос; 15 – вентиль Ду-50



7

8

5

4

9

2

механизма управления движением лафетного ствола при выключенной
системе гидроуправления во время движения автоцистерны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.13. Кран-гидрозамок:

1 – корпус; 2 – маховик; 3 – игольчатый клапан; 4 – гайка; 5 – золотник; 6 – клапан;
7 – пружина; 8 – прокладка; 9 – штуцер; 10 – кольцо

 

В канале корпуса 1 гидрозамка имеются два клапана 6, две пружины 7
и золотники 5. Канал закрыт гайками 4. Усилиями пружины клапаны при-
жаты к гнездам в корпусе 1. При подаче масла от пульта управления к од-
ному из штуцеров в полость крана между золотниками 5 и клапанами про-
исходит следующее (рассмотрим это на примере подачи масла в правую
полость в сечении Б-Б). Масло под давлением откроет клапаны и поступит
по внутреннему каналу а (сечение А-А) к правому цилиндру поворота ла-
фетного ствола. Золотник, открывая противоположный клапан, соединит
полость левого цилиндра поворота со сливом масла. При открывании
игольчатого клапана 3 (сечение А-А) обе полости цилиндров поворота бу-
дут соединены между собой. В этом случае станет возможным управление
лафетным стволом вручную.

Дистанционное управление (рис. 7.14) обеспечивается работой золот-
никовых распределителей 3 управлением движения лафетного ствола 4.
Распределительная панель с золотниковыми распределителями 3 и мано-
метр размещены на пульте управления, закрепленном на правой стенке
подставки сидения водителя. Масло из маслобака 1 по трубопроводам по-
дается на распределительную панель в золотниковые распределители 3.

6

10

9

1

3

а



Они обеспечивают работу привода 5 подъема лафетного ствола и привода
7 его поворота в горизонтальной плоскости. В качестве рабочей жидкости
используется веретенное масло. Рабочее давление в системе 3–4 МПа.

Все золотниковые устройства
надежно работают, если в них исклю-
чается утечка масла. Поэтому в про-
цессе эксплуатации необходимо сле-
дить, чтобы обеспечивалась хорошая
фильтрация масла, тем самым достига-
ется уменьшение изнашивания рабо-
чих поверхностей плунжера и гиль

Водопенные коммуникации
АЦ с насосом ПЦНК-40/100-4/4

Пожарные насосы этого типа ус-
танавливают на ряде автоцистерн по
желанию заказчика. Они рекомендо-
ваны заводом на АЦ-5-40/4(4310) и
АЦ-7 40/4(53213). ВПК на обеих ав-
тоцистернах идентичны.

Водопенные коммуникации это-
го насоса целесообразно рассматри-
вать состоящими из двух контуров:
секции нормального давления (СНД)
и секции высокого давления (СВД)
(рис. 7.15).

Контур секции нормаль-
ного давления – это водопенная
коммуникация насоса ПЦНН-40/100.
Он принципиально не отличается от
водопенных коммуникаций АЦ с на-
сосами ПН-40УВ (см. рис. 7.12). Единственное отличие состоит в том, что
через его коллектор 10 возможно подавать воду в четыре рукавные линии,
подсоединяемые к патрубкам четырех напорных шаровых вентилей 11.
Все операции по выполнению всех видов работ, производимых ВПК, иден-
тичны описанным раньше.

Валы насосов ПЦНН-40/100 14 и ПЦНВ-4/400 15 соединены зубчатой
передачей, включаемой фрикционной муфтой.

Секция высокого давления состоит из насоса 15 и коллектора 17. На
коллекторе смонтированы перепускной клапан 16, кран 18 типа ДУ-25 и
манометр. К штуцеру крана 18 прикреплен рукав, намотанный на рукав-
ную катушку 19 типа КРВД-400-60. Рукав рассчитан на работу под напо-

Рис. 7.14. Гидропривод лафетного ствола

1 – маслобак в сборе; 2 – клапан;
3 – гидрораспределители; 4 – лафетный
ствол; 5 – гидроцилиндр подъема;
игольчатый клапан; 7 – гидроцилинповорота; 8 – гидрозамок;
9 – гидропривод клапана Ду-70;
10 – шестеренный насос

5

6

7

8

4

3

9

2

1

10



5

6

7

8

9

ром до 400 м и имеет длину 60 м. На конце рукава закреплен ствол-
распылитель высокого давления СРВД-2-300. Стволом можно подавать
воду в номинальном режиме 2 л/с при напоре 300 м или не менее 1,1
м3/мин воздушно-механической пены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.15. Водопенные коммуникации АЦ с насосами
ПЦНК-40/100-4/400 на шасси КамАЗ:

1 – цистерна; 2 – задвижка Ду-100; 3 – вентиль Ду-25; 4 – всасывающий патрубок;
5 – штуцер; 6 – пеносмеситель; 7 – кран Ду-25; 8 – пенобак; 9 – кран Ду-25;
10 – коллектор насоса низкого давления; 11 – вентили шаровые напорные Ду-70;
12 – задвижка Ду-70; 13 – вентиль Ду-50; 14 – насос 40/100; 15 – насос 4/400;
16 – перепускной клапан; 17 – коллектор насоса высокого давления; 18 – кран Ду-25;
19 – рукавная катушка; 20 – ствол ручной; 21 – клапан обратный; 22 – кран продувки
рукава высокого давления 1/2"; 23 – рессивер шасси

 

При уменьшении или прекращении подачи воды стволом сработает
перепускной клапан 16 и вода от него по трубопроводу будет перетекать в
цистерну 1.

По окончании работы СВД осуществляется удаление остатков воды из
рукава сжатым воздухом. Сжатый воздух поступает из рессивера 23 авто-
мобиля. Для продувки необходимо закрыть кран 18 и открыть кран 22. Об-
ратный клапан 21 предотвращает поступление воды к рессиверу 23.

Водопенные коммуникации на АЦ с насосом НЦПВ-4/400. Насос
этого типа устанавливают на автоцистернах с цистернами вместимостью
0,82 м3 воды и пенобаками вместимостью от 50 до 200 л. Эти автоцистер-

22

23

20

19

10

21

18

17

15

16

11

11

12

11

11

13

14

2

1

3

4



6

3

4

5

7

10

11

9

8

16

2

1

13

12

14

15

ны оборудуются на шасси ЗИЛ-4327-20(4х4)- АЦ-0,8-4 или на шасси ЗИЛ-
5301(4х2). Они могут забирать воду только из своих цистерн или от по-
жарного водопровода. Поэтому на них не имеется вакуумных насосов.

Особенностью ВПК является то, что пеносмеситель 5 (рис. 7.16) со-
стоит из эжектора 6, отсекающего клапана 7 и перепускного клапана 9. В
пеносмесителе имеется сливной шаровой кран 8. Такие сливные краны
имеются на коллекторе 2 и два сливных крана на насосе 1. Напорные вен-
тили 11 аналогичны по конструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.16. Водопенные коммуникации АЦ с НЦПВ 4/400

1 – насос; 2 – коллектор; 3 – пенобак; 4 – кран включения пенобака; 5 – пеносмеситель;
6 – эжектор; 7 – отсекающий клапан; 8 – сливной шаровой кран; 9 – перепускной
клапан; 10 – шаровой кран; 11 – напорный вентиль; 12 – цистерна; 13, 15 и
16 – трубопроводы; 14 – клапан

 

Забор воды осуществляется из цистерны 12 при открытом клапане 14
или от водопроводной сети через напорно-всасывающие рукава. При за-
крытом верхнем напорном вентиле 11 и открытом нижнем вентиле 11 за-
полняется цистерна. Подача воды в рукавную линию осуществляется при
открытом верхнем напорном вентиле.

Подача пенообразователя осуществляется следующим образом. При
работающем насосе включают эжектор 6 и кран 4. Пенообразователь будет
поступать к отсекающему клапану 7, затем к эжектору 6 и из него по тру-
бопроводу 16 во всасывающую полость насоса и через напорный вентиль
11 в рукавную линию.

Промывка системы подачи пенообразователя производится
только при заборе воды от гидранта. Перед началом промывки к напорно-



му вентилю должен быть подсоединен ствол-распылитель, а краном 4 не-
обходимо отключить подвод пенообразователя из пенобака 3 к отсекаю-
щему клапану 7.

Регулируя обороты насоса, устанавливают давление на выходе из на-
соса в пределах 1 – 3 МПа, кран включения эжектора ставят в положение
«открыто» и открывают шаровой кран 10. При этом вода из первой ступе-
ни насоса по трубе 13 поступит в ОК 7, из него в эжектор 6 и по трубе 16
во всасывающую полость насоса. В насосе промывочная вода будет сме-
шиваться с водой, поступающей из гидранта, и выливаться через ствол-
распылитель. Насос должен работать 3 – 5 мин, при этом следует повора-
чивать на полный оборот 3 – 5 раз ручку дозатора пеносмесителя.

Периодически производится проверка работоспособности перепуск-
ного клапана 9. Для этого необходимо отсоединить трубопровод 15 от цис-
терны 12 и направить его конец в мерную емкость. Создав давление в на-
сосе, равное 2 – 3 МПа, измерить расход воды. Он должен быть не менее
0,1 л/с. Открыв напорный вентиль 11 и включив ствол-распылитель при
давлении воды 3,5 – 4 МПа, переток воды должен прекратиться. Полно-
стью перекрыв ствол-распылитель при давлении в насосе 4 – 4,5 МПа, пе-
реток воды должен возобновиться с подачей не менее 0,1 л/с.

Проверка производится не менее двух раз.

 

 

7.4. Согласование режимов работы двигателя ПА

и потребителей энергии

 

Потребителями энергии могут быть генераторы электрического тока,
лебедки, компрессоры, приводы механизмов пожарных автолестниц и ав-
токоленчатых подъемников, а также пожарные насосы на автоцистернах и
автонасосах.

Мощность потребителей энергии на пожарных машинах сравнительно
небольшая, да и эксплуатируются они в основном (кроме пожарных насо-
сов) при постоянных скоростных режимах. Поэтому согласование режимов
их эксплуатации и двигателя в основном осуществляется по скоростным па-
раметрам. Рассмотрим это на следующем примере (рис. 7.17).

На этом рисунке кривая 2 является частичной скоростной характери-
стикой, ограничивающей мощность двигателя при его работе в стационар-
ном режиме. Кривая 3 характеризует крутящий момент, соответствующий
частичной скоростной характеристике (кривая 2). Прямая 4 характеризует
максимальную мощность потребителя. Диапазон скоростных его режимов
от nм до nк может быть рекомендован для привода потребителя. Зная обо-
роты вала потребителя nп и выбранные обороты двигателя nдв, определяют
передаточное отношение привода:


N, кВт

Рис. 7.17. Согласование режимов работы
двигателя и потребителя:

n, об/мин

0,75nN

 0,7 Nemах

1

Nemax

1 – внешняя скоростная характеристика
двигателя; 2 – частичная характеристика;
3 – крутящий момент; 4 – уровень
мощности потребителя



Nп

Ne, кВт

Me max

nN



М, Н

двпnni.. (7.1)

Более сложным является согласование режимов эксплуатации пожар-
ных насосов и двигателей. Пожарные насосы эксплуатируются в широком
интервале величин развиваемых ими напоров и подач воды. Изменение от
максимальных до минимальных
значений величин напоров и подач
воды образуют поле эксплуатации
насосов. Естественно, что каждой
точке этого поля будет соответст-
вовать величина потребляемой
мощности. Вот эти мощности и
необходимо согласовать с полем
мощности, отдаваемой двигателем
в стационарном режиме работы
двигателя.

Для осуществления процеду-
ры согласования необходимо знать
зависимости напоров Н, м, разви-
ваемых насосами, от величин по-
дачи Q, л/с. Такие зависимости
H = f(Q) при заданной величине
высоты всасывания hвс = 3,5 м и
постоянных оборотах вала насоса
получают экспериментально. При
этом, естественно, определяют
мощность N = f(Q) и значение ко-
эффициента полезного действия.

Было установлено, что изменение Н, N и . в зависимости от величины
Q можно выразить аналитически:

уі = Ai + BiQ - CiQ2 , (7.2)

где i = 1 – величина напора, м вод.ст.; i = 2 – величина потребляемой мощ-
ности, кВт; i = 3 – значение коэффициента полезного действия; Q – подача
насоса, л/с.

Значения постоянных А, В и С приводятся в табл. 7.1.

При определении мощности N, потребляемой пожарным насосом, необхо-
димо учитывать ее потери в трансмиссии. При этом будет определена
мощность, отдаваемая двигателем. Потери мощности учитываются коэф-
фициентом полезного действия трансмиссии:

кп.окк.вкз.птр....., (7.3)



где = 0,97 – КПД зубчатой передачи; = 0,99 – КПД карданного вала;
.п.о= 0,99 – КПД промежуточной опоры; к – количество зацеплений
зубчатых колес или опор карданного вала.
ec.i.ee.a.

Таблица 7.1



п/п

Насосы и показатели

Размер-
ность

Константы

А

В

С

 

1

2

3

ПН-40УВ

Напор Н

Мощность N

КПД

 

м

кВт

-

 

110,11

22,78

0

 

0,49

1,33

0,031

 

0,02

8,85·10-3

3,77·10-4

 

1

2

3

ПН-60

Напор Н

Мощность N

КПД

 

м

кВт

-

 

104

48

0

 

0,38

0,42

0,013

 

1,74·10-3

5,54·10-3

7,94·10-5

 

1

2

3

ПН-110

Напор Н

Мощность N

КПД

 

м

кВт

-

 

111,7

87,75

0

 

0,23

0,67

0,0098

 

29,23·10-4

1,99·10-4

3,9·10-5



 

С учетом КПД трансмиссии насоса потребляемая им мощность Nн
равна

o.'ii.
.NN, (7.4)

где N'н – мощность, вычисленная по формуле (7.2).

Значения Н, N и ., вычисленные по формулам (7.2) и (7.4), характер-
ны только при одной скорости nн вала насоса. Они изображены кривыми
ав и a'в' на рис. 7.18.

Для того чтобы определить поле мощности, потребляемой насосом,
необходимо построить зависимости Н = f(Q) и N = f(Q) при частотах вра-
щения вала nн2 и nн3. Предположив, что подача воды насосом возможна
при 0,5 Нном, выбирают величину nн3. Это соответствует nн3 . 0,65 nн1. Ве-
личину nн2 выбирают в интервале от nн1 до nн3.

Обозначим выбираемую скорость nнх, тогда соответствующие ей зна-
чения Q, Н и N определим на основании формулы теории подобия:

23111111;;
....
.......
....
xxxxxxQnНnNnQnHnNn. (7.5)

Вычисленные значения Нх и Nх при различных скоростях nN изобра-
жают, как показано на рис. 7.18. Поле а'b'dc' характеризует потребляемую
насосом мощность.

Для сопоставления отбираемой от двигателя мощности и мощности,
потребляемой насосом, необходимо согласовать частоты вращения вала
двигателя nдв с частотами вращения nн вала насоса. Это согласование осу-


nN1

N, кВт

N, Hм

Nеmax

nN

0,75nN

H,м

n, об/мин

0,7 Nеmax

ществляется передаточным отношением коробки отбора мощности по
формуле

двн1н10,75,..Nnninn
(7.6)

где nN – частота вращения вала двигателя при максимальной мощности,
об/ мин; nн1 – номинальная частота вращения вала насоса, об/мин.

 

 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0