Пожарникам 14

Цистерна:

1, 4 – крышки; 2 – контрольная труба; 3 – горловина; 5 – кронштейн; 6 – труба;
7 – штуцер; 8 – заборная труба; 9 – отстойник; 10 – рычаг; 11 – кран; 12 – стремянка;
13 – волнолом; 14 – крышка горизонтального люка; 15 – обечайка; 16 – передняя опора;
17, 20 – амортизаторы; 18 – болт; 19 – задняя опора; 21 – брусок; 22 – гидроконтакт

7

8

9

10

11

12

19

20

21

22

7

18

17

16

14

15

13



Ур

40(4925)

кости

люк

мотра

6

трубы 11.
истерна имеет пять да

8 уровня воды, представляющихсобой пластмассовую пробку свпаянными в нее электродами. Пристижении воды уровня датчисходит замыкание элек

На верхней части цистерны имеется горловина 3. Она обеспечивает
доступ внутрь цистерны для ее осмотра и ремонта. Горловина закрывается
крышкой 4 с резиновым уплотнением.

В днище имеется отстойник 9. Слив отстоя производится через кран
11, который открывается с помощью рычага 10.

Забор воды осуществляется по трубе 8. На заднем днище цистерны на
кронштейне 5 установлен тахометр. Штуцер 7 и труба 6 служат для под-
соединения водопенных коммуникаций.

В переднем днище имеется горловина горизонтального люка 14. Для
уменьшения силы удара жидкости о стенки цистерны при изменении ско-
рости движения автомобиля установлены волноломы. Для измерения
уровня заполнения цистерны водой установлены гидроконтакты 22.

Цистерна закрепляется в трех точках. В передней части опора 16 шар-
нирная, к ней болтами 18 закреплены амортизаторы 17. В задней части
двумя опорами 19 через амортизаторы 20 на брусках 21 цистерна устанав-
ливается на раму и крепится стремянками 12.

7
6

5
4
3
2
1
9
10
11

Рис. 8.3.

для АЦ на шасси КамАЗ:
1 – рама шасси; 2 – кронштейн; 3 – хомут4 – цистерна; 5 – ребро цистерны; 6 – люк7 – заливной патрубок; 8 – датчики уровнводы; 9 – патрубок для соединения с
насосом; 10 – сливной патрубок;
11 – конец сливной трубы

Цистернами такого типа обо-
рудованы многие АЦ на шасси
ЗИЛ, ал и др.
Другой тип цистерн использу-
ется на АЦ-3-40(4326), АЦ-5-
и др. Основой их является
(рис. 8.3) корпус 4 с ребрами жест-
5 со скругленными углами.
В верхней части цистерны имеется
6, предназначенный для ос-
и очистки внутренней по-
лости. Люк закрывается крышкой
, к которой приварен патрубок 7
для наполнения цистерны водой.
В нижней части цистерны
имеется патрубок 9 для соедине-
ния ее с насосом, сливной патру-
бок 10 и нижний конец сливной
Цтчиков
доков
проитриче-

1

2

3

ской цепи и на щите приборов загорается соответствующий светодиод.
Световоды сигнализации уровня воды в цистерне расположены на панелях
приборов, установленных в насосном отсеке и кабине водителя.

Цистерна 4 установлена на кронштейнах 2, прикрепленных к балкам
рамы шасси 1. Крепление цистерны осуществляется хомутами 3, закреп-
ленными болтами с гайками на кронштейнах 2.

Баки для пенообразователя изготовляют вместимостью от
0,08 до 1 м3, они должны составлять не менее 6 % от вместимости цистер-
ны. Их конструируют из нержавеющей стали. Трубопроводы и арматура к
ним должны изготовляться из коррозионностойких по отношению к пено-
образователям материалам. Конструкция пенобаков должна исключать
пролив пенообразователя из баков при движении АЦ и при его подаче в
насос. Конструктивными мерами или компоновочными приемами должна
обеспечиваться положительная температура пенообразователя в баках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.4. Бак пенообразователя:

1 – днище; 2 – обечайка; 3 – горловина; 4 – крышка; 5 – волнолом; 6 – отстойник;
7 – заглушка; 8 – штуцер

 

На современных АЦ пенобаки могут иметь разную конструкцию. На
рис. 8.4 представлен пенобак цилиндрической формы с окружностью в по-
перечном сечении. Бак состоит из обечайки 2 с двумя днищами 1. Бак за-
полняют пенообразователем через горловину 3, закрываемую крышкой 4.
Отстой из отстойника 6 сливают через отверстие, закрываемое пробкой 7.
Внутри бака имеются волноломы 5. Пенообразователь поступает в насос
по трубопроводу, подсоединенному к штуцеру 8.

На АЦ нового поколения баки в поперечном сечении имеют форму
квадрата с закругленными углами (рис. 8.5). На верхней части бака 4 уста-
новлена заливная горловина 5 с присоединенной к ней рукавной головкой
6. Внизу закреплен вентиль 7 для поступления пенообразователя к насосу.

Бак крепится хомутами 3 гайкой 2 к подрамнику.

Пенобаки размещают, как правило, в насосном отсеке.

4

5

6

7

8



Приводы пожарных на-
сосов. Кинематические схемы
приводов ПН одинаковы на всех
АЦ. Они включают соединен-
ные последовательно с двигате-
лем шасси коробку отбора мощ-
ности, карданную передачу и
промежуточную опору. В при-
водах пожарных насосов авто-
цистерн на шасси КамАЗ ис-
пользуются дополнительные
зубчатые передачи в качестве
муль

В карданных передачах ис-
пользуется от одного до трех
карданных валов базового шас-
си, соединяемых промежуточ-
ными опорами.

Коробка отбора мощности, промежуточные опоры и редукторы спе-
циально разработаны для автоцистерн.

Коробки отбора мощности (КОМ). Они, как правило, механические,
одноступенчатые.

КОМ АЦ на шасси ГАЗ установлена на боковом люке раздаточной
коробки. От КОМ крутящий момент передается на насос через два кардан-
ных вала, соединенных промежуточной опорой. Ее конструкция представ-
лена на рис. 8.6.

Промежуточная шестерня 8 находится в постоянном зацеплении с
шестерней первичного вала раздаточной коробки. Шестерня 8 вращается
на двух подшипниках 11, закрепленных на оси 10. Ось фиксируется сто-
порной пластиной 9. На шлицах вала 5 может с помощью штока 3 переме-
щаться шестерня 6. При таком ее положении, как показано на рисунке,
мощность будет передаваться на фланец 13 соединительной муфты. Пе-
редний конец штока 3 соединен тягой с рычагом включения, который на-
ходится в кабине.

Перед включением пожарного насоса рычаг раздаточной коробки не-
обходимо поставить в нейтральное положение и включить прямую переда-
чу на коробке передач.

На крышке люка 1 смонтирован змеевик (на рисунке не показан) для
охлаждения коробки отбора мощности во время ее работы на пожарном
насосе. Змеевик включен в дополнительную систему охлаждения АЦ. Ох-
лаждение осуществляется водой из пожарного насоса.

Рис. 8.5. Бак для пенообразователя:

1 – подрамники; 2 – гайка; 3 – хомут;
4 – бак; 5 – заливная горловина;
6 – соединительная головка; 7 – вентиль

 

4

 

3

 

2

 

1

 

7

 

6

 

5



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.6. Коробка отбора мощности:

1 – крышка люка; 2 – корпус коробки; 3 – шток; 4 – шариковые подшипники; 5 – вал;
6 – ведомые шестерни; 7 – крышка подшипника; 8 – шестерня промежуточная;
9 – пластина стопорная; 10 – ось; 11 – подшипник; 12 – манжета; 13 – фланец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.7. КОМ автомобиля на шасси ГАЗ:

1 – ведущий вал с муфтой; 2 – зубчатое колесо; 3 – ось; 4 – промежуточное зубчатое
колесо; 5 – ведомые шестерни к потребителю энергии; 6 – ведомый вал с муфтой;
7 – зубчатая муфта; 8 – зубчатое колесо; 9 – ведомый вал с муфтой к трансмиссии
автомобиля; 10 – шестерня; 11 – шток; 12 – теплообменник

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

12

5

6

7

4

3

2

1

10

11

12

9

8



Конструкция КОМ, установленных на ряде пожарных автомобилей,
имеет некоторые особенности (рис. 8.7). Ведущий вал 1 соединен с пер-
вичным валом коробки передач. На нем закреплена шестерня 10, на кото-
рой находится зубчатая муфта 7. На роликовом подшипнике установлено
зубчатое колесо 2. С ним в зацеплении постоянно находятся зубчатые ко-
леса 4 и 5. В положении, указанном на рисунке, КОМ выключена. При пе-
ремещении штока 11 механизма управления в левую сторону ведущая зуб-
чатая муфта 7 будет соединена с зубчатым колесом 2. Таким образом, кру-
тящий момент будет передаваться зубчатыми колесами 4 и 5 к ведомому
валу 6 с муфтой к потребителю. При перемещении штока 11 в правую сто-
рону зубчатая муфта 7 соединит зубчатые колеса 10 и 8. При этом вра-
щающий момент будет подведен к ведущему валу 9 с муфтой и к транс-
миссии автомобиля.

Охлаждение КОМ осуществляется водой от пожарного насоса, подво-
димой к теплообменнику 12, установленному в масляной ванне.

В некоторых конструкциях АЦ-0,8-30/2(530104) теплообменник в ви-
де радиатора устанавливают на коробке передач, к которой присоединены
КОМ. Теплообменник и коробка передач разделены разделительной реб-
ристой перегородкой. Нагретое масло в коробке передач постоянно отбра-
сывается вращающимися шестернями на охлажденную перегородку радиа-
тора и тем самым снижает его температуру.

КОМ АЦ на шасси ЗИЛ. Механическая, одноступенчатая с переда-
точным числом 1,176 (рис. 8.8).

Детали КОМ заключены в чугунный корпус 2. Он же является крыш-
кой коробки передач. Включение требуемой передачи производится пере-
мещением вилок переключения 13 на штоках 1 рычагом 3. Основные дета-
ли КОМ: ось 17, промежуточная шестерня 14, ведомая шестерня 5, пер-
вичный вал 18 и вторичный вал 8, зубчатая муфта 7, подшипники 6, саль-
ник 10, фланцевая муфта 11. Ось 17 закреплена в корпусе КОМ. На ней на
роликовых конических подшипниках установлена промежуточная шестер-
ня 14. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней ведущего вала
18 шестерней коробки передач.

Осевой зазор в конических роликовых подшипниках должен нахо-
диться в пределах 0,04 – 0,11 мм. Его измеряют индикатором по осевому
люфту промежуточной шестерни 14. Устанавливается требуемый зазор с
помощью картонных прокладок под фланец, крепящий ось.

Ведомая шестерня 5 с помощью шпонки закреплена на первичном ва-
лу 18. В шестерне имеется радиальное отверстие, совмещенное с отвер-
стиями в теле вала. По ним подводится масло к подшипнику. Масло вы-
давливается при контакте боковых поверхностей зубьев промежуточной 14
и ведомой 5 шестернями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.8. КОМ-68Б автоцистерны на шасси ЗИЛ:

1 – шток переключения передач; 2 – корпус; 3 – рычаг переключения передач;
4 – вилка включения; 5 – шестерня, Z =17; 6 – подшипники; 7 – зубчатая муфта;
8 – вторичный вал; 9 – крышка; 10 – сальник; 11 – фланцевая муфта; 12 – рукоятка;
13 – вилка переключения передач; 14 – шестерня, Z = 41(40); 15 – конический
роликоподшипник; 16 – стержень включения насоса; 17 – ось шестерни;
18 – первичный вал

В КОМ используются цилиндрические шестерни с косыми зубьями.
Возникающие при их вращении осевые усилия воспринимаются кониче-
скими роликовыми подшипниками 15 и шариковыми подшипниками.

Вторичный вал 8 опирается на подшипники. Соединение первичного
и вторичного валов осуществляется зубчатой муфтой 7. Ее включение
производится вилкой 4, закрепленной на стержне включения насоса 16,
перемещаемого рукояткой 12. Фиксирование положения вилки включения
насоса производится стопором. Таким образом, предотвращается самопро-
извольное включение и выключение соединительной муфты.

На выходном конце вторичного вала закреплена на шлицах фланцевая
полумуфта. С ее помощью этот вал соединяется с карданным валом приво-
да насоса. Предотвращение вытекания масла осуществляется резиновой
манжеткой (сальником) 10, закрепленной на крышке 9.

КОМ фиксируется двумя установочными штифтами, размещенными
на верхнем фланце коробки передач. Осевой зазор между вершинами зубь-
ев и впадинами зацепляющихся шестерен обеспечивается подбором тол-
щины картонных прокладок между фланцами КОМ и коробки передач.
При правильно подобранной толщине прокладок шестерни должны сво-
бодно вращаться.

3

4

2

1

18

6

17

16

15

14

13

13

13

12

11

10

9

6

8

5

6

6

7



Обкатку КОМ производят в течение 10 ч при частоте вращения вала
насоса 2000 мин-1. Воду подают насосом из открытого водоема двумя
стволами с насадкой 19 мм. Затем еще в течение 10 ч работают при частоте
вращения вала насоса 2400 мин-1.

Порядок включения КОМ при установке пожарного автомобиля на
водоисточник следующий: выжать педаль сцепления; рычаг коробки пере-
дач поставить в нейтральное положение; рычаг КОМ перевести «на себя»;
отпустить педаль сцепления.

При движении пожарного автомобиля необходимо выжать педаль
сцепления, перевести рычаг КОМ «на себя».

Коробка отбора мощности КОМ-ПМ принципиально не отличается от
КОМ-68. Она устанавливается на пожарных автомобилях АЦ-40(43202).
Конструктивные особенности заключаются в следующем. Корпус КОМ
состоит из двух частей. В нижней части размещен механизм переключения
передач, а также ось, на которой установлена промежуточная шестерня.

В верхней части корпуса на подшипниках установлен ведомый вал.
На этом валу размещена ведомая шестерня. Она вращается на подшипнике
скольжения и находится в постоянном зацеплении с промежуточной шес-
терней. На шлицах ведомого вала установлена соединительная муфта. При
перемещении рычага «на себя» ползун вилкой соединяет муфту 7 с венцом
шестерни. Фиксатор предотвращает самовыключение муфты.

Смазывание поверхностей трения деталей осуществляется разбрызги-
ванием масла. К подшипникам качения со стороны, противоположной вы-
ходу ведомого вала, масло подается шестеренчатым насосом коробки пе-
редач.

Обкатка КОМ производится в течение 4 ч под нагрузкой и 2 ч без на-
грузки. Включение ее аналогично включению КОМ-68.

КОМ АЦ на шасси КамАЗ механические, одноступенчатые, одинако-
вые на всех модификациях шасси.

В отличие от ранее рассмотренных валы и оси этих КОМ расположе-
ны не в вертикальной плоскости, а как схематически показано на рис. 8.9.
Особенностью их является также то, что на них предусмотрен отбор мощ-
ности двумя потребителями – пожарным насосом и приводом, например
насосом в гидравлических системах управления.

На рис. 8.9 представлена кинематическая схема КОМ в развернутом
виде. На ее оси 5, закрепленной в корпусе, свободно вращается на шари-
ковых опорах зубчатое колесо 4. Оно находится в постоянном зацеплении
с зубчатым венцом первичного вала коробки передач и зубчатыми коле-
сами 3 и 6, свободно вращающимися на валах 2 и 7. Валы 2 и 7, в свою
очередь, свободно вращаются на шариковых опорах, закрепленных в кор-
пусе КОМ. Кроме того, как одно целое с валами изготовлены и зубчатые


колеса. Соединение зубчатых венцов зуб-
чатых колес 4 и 6 с зубчатыми колесами
валов передвижной муфтой с помощью
скалки обеспечит передачу мощности от
коробки передач через КОМ и фланец 9
муфты к карданному валу, а затем к по-
жарному насосу.

Привод управления КОМ – электро-
пневматический.

Пневмоклапан с электрическим управ-
лением предназначен для включения и вы-
ключения КОМ. При включении тумблера
«КОМ» на панели управления электромаг-
нит клапана включит поступление воздуха
из пневмосистемы в пневмоцилиндр КОМ.
Штоки пневмоцилиндров соединены со
скалкой 8 и 1. При включении КОМ заго-
рается светодиод на панели управления в
насосном отсеке и в кабине водителя.

Все КОМ смазываются трансмиссион-
ными маслами, используемыми в коробках
передач шасси базовых автомобилей. На поверхности трения масло посту-
пает в виде масляного тумана или в каплеобразном состоянии, которые об-
разуются в результате диспергирования масла при вращении зубчатых ко-
лес.

Промежуточные опоры. Промежуточные опоры предназначены для
сопряжения карданных валов в карданных передачах. Они бывают с длин-
ными и короткими валами.

Промежуточные опоры с длинными валами устанавлива-
ются на всех АЦ, за исключением АЦ на шасси ГАЗ. Устройство промежу-
точной опоры показано на рис. 8.10. Вал опоры 6 вращается на двухрядных
радиально-сферических подшипниках 4. Применение этих подшипников
допускает некоторый перекос валов, что облегчает монтаж приводов.

В приводах АЦ на шасси ГАЗ применяются промежуточные
опоры с короткими валами (рис. 8.11). Вал 2 установлен в корпусе
опоры 1 на двух однорядных шариковых подшипниках 3. Карданные валы
фланцами муфт соединяются с фланцами 6 опоры.

Промежуточные опоры не применяются на АЦ со средним распо-
ложением пожарного насоса. При этом мощность от двигателя
внутреннего сгорания передается на вал пожарного насоса одним кар-
данным валом.

10

2

3

4

5

6

7

9

8

2

7

5

1

Рис. 8.9. КОМ автоцистерны
на шасси КамАЗ:

1, 8 – скалки с вилками включе-
ния КОМ; 2, 7 – валы; 3, 4 и
6 – зубчатые колеса; 5 – ось;
9 и 10 – фланцы муфт



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.10. Промежуточная опора с длинным валом:

1 – муфта фланца; 2, 7 – сальники; 3 – корпус подшипника; 4 – подшипник; 5 – крышка;
6 – вал; 7 – манжета; 8 – масленка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.11. Промежуточная опора с коротким валом:

1 – корпус; 2 – вал; 3 – подшипники; 4 – крышки; 5 – сальники; 6 – фланцевая муфта;
7 – грязеотражатель; 8 – масленка; 9 – прокладка; 10 – стопорное кольцо

 

Дополнительные зубчатые передачи. Дополнительные передачи
применяются только на АЦ, сооружаемых на шасси КамАЗ. На АЦ с по-
жарными насосами ПЦНВ 4/400 для повышения частоты вращения вала
насоса применяется двухступенчатый мультипликатор, изображенный на

1

2

3

4

5

6

7

8

7

8

9

10

6

5

4

3

2

1



6

7

8

5

4

3

2

1

Рис. 8.13. Одноступенча-
тый мультипликатор

1 – корпус; 2, 6 – валы;
3, 5 и 7 – зубчатые колеса;
4 – ось; 8 – фланец муфты
к карданному валу насоса

3

4

5

8

9

1

2

7

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0