Пожарникам 15кронштейна 2 шариковых подшипников качения. На этих подшипниках и таких же подшипниках, установленных в кор- пусе 1, размещены валы 3 и 9 с фланцами муфт. С валом 3 соединяется карданный вал от КОМ, а с валом 9 – вал пожарного насоса. Зубчатые колеса на валах закреп- лены шпонками. На валу 5 установлены два зубчатых колеса 6 и 7. Каждая пара зубчатых колес имеет передаточное от- ношение, близкое к 1,7. Это позволяет повышать обороты вала насоса до 6400 об/мин. Расположен механизм в заднем отсеке кузова автоцистерны. На АЦ с другими типами пожарных насосов в систему привода входит шесте- ренчатый механизм мультипликатор с паразитным колесом (рис. 8.13). К флан- цу муфты на валу 2 присоединяется кар- данный вал от КОМ, а к фланцу муфты 8 – карданный вал к насосу. Передаточное число механизма равно 1,7. Зубчатые ко- леса 3 и 7 закреплены на валах 2 и 6 шпонками. Ось 4 закреплена в корпусе 1. Паразитное зубчатое колесо 5 вращается на оси 4. В качестве опор использованы роли- ковые конические подшипники качения. Этот механизм применен для экономич- ности работы двигателя шасси. Это обу- словлено тем, что на шасси КамАЗ уста- новлены дизели. Частота вращения вала дизеля близка к требуемой частоте вра- щения вала пожарного насоса. Поэтому применение механизма с повышением частоты вращения (мультипликатора) обеспечит потребление мощности при более низких и, следовательно, более экономичных скоростных режимах экс- плуатации двигателя. Рис. 8.12. Двухступенчатый мультипликатор: 1 – корпус; 2 – кронштейны; 3, 5 и 9 – валы; 4, 6, 7 и 8 – зубчатые колеса 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные Автомобили насосно-рукавные пожарные (АНР) принципиально от- личаются от АЦ тем, что на них не имеется цистерны с водой. Поэтому они могут подавать воду на очаг пожара или из открытого водоема, или от водопроводной сети. Подачу на очаг пожара воздушно-механической пены возможно производить с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости. Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ. Наиболее распространенным является АНР-40(130) модель 127 (рис. 8.14). Рис. 8.14. Автомобиль пожарный АНР-40(130)127: 1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3 – всасывающие рукава; 4 – кузов; 5 –отсеки ПТВ; 6 – рукавная катушка; 7 – запасное колесо; 8 – опорный патрубок; 9 – патрубок для подачи пенообразователя; 10 – всасывающий патрубок Он обустроен цельнометаллической кабиной на 9 мест, цельнометал- лическим кузовом, пожарным оборудованием. Особенность компоновки состоит в том, что пожарный насос ПН-40УА расположен в кабине боево- го расчета. Привод к нему осуществляется от КОМ, установленной на ко- робке передач через короткий карданный вал (рис. 8.15). На этом же ри- сунке изображена схема дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач. От линии дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач имеются ответвления 7 и 8 для орошения топливного бака. Система оро- шения включается вентилем 5. Змеевик теплообменника двигателя после- довательно соединен с аналогичным змеевиком коробки передач и соеди- нен трубопроводами 1 и 2 со всасывающей и напорной полостями насоса. 10 1 2 3 4 5 6 7 5 8 9 Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается водой, циркулирующей по трубопроводу из насоса. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двига- теля при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±35оС в течение 6 ч. Рис. 8.15. Трансмиссия и система дополнительного охлаждения: 1, 2, 7, 8 – трубопроводы; 6 – краник; 3,4,5 - вентили; 9 – змеевик; 10 – корпус; 11 – пожарный насос; 12 – карданный вал; 13 – коробка отбора мощности В отличие от АЦ пенобак размещен под полом АНР. В поперечном сечении он имеет форму сегмента (рис. 8.16). Пенобак изготовлен из не- ржавеющей стали. В задней части расположена горловина 4 для заполне- ния его пенообразователем. Она выведена на крышу кузова и имеет трубку 3 для выхода воздуха при заполнении бака. На переднюю стенку бака выведен патрубок 2 для соединения с трубопроводом, ведущим к пеносме- сителю. В нижней части бака имеется отстойник 5 и заглушка 6. В зимнее время пенобак обогревается выхлопными газами. Схема водопенных коммуникаций имеет ряд особенностей. Ее прин- ципиальная схема показана на рис. 8.17. Так как насос размещен в средней части машины, то напорные задвижки 7 выведены на оба борта (см. рис. 8.14). Вакуумметр 10 установлен на щитке приборов у водителя автомоби- ля. Трубопровод 4 для забора пенообразователя из посторонней емкости выведен на левую сторону автомобиля (см. рис. 8.14). Всасывающий пат- |
|