Пожарникамтации, осуществляемое ГУГПС, результаты научных и диссертационных исследований, проводимых во ВНИИПО и ВИПТШ (МИПБ), требовали введения в курс новых материалов. Большое значение имел и накапливае- мый опыт преподавания курса. Все это явилось основой совершенствова- ния и издания новых учебников. Так, в 1979 и в 1989 гг. были разработаны и изданы учебники «Пожарная техника» под руководством и редакцией докт. техн. наук, проф. М.Д. Безбородько. В этот же период началась разработка и издание учебных пособий и учебников по пожарной технике для пожарно-технических училищ (ПТУ). С 1992 г. в МИПБ (Академию ГПС) поступают учащиеся из ПТУ и окончившие среднюю школу. Это обусловило необходимость разработки учебника, по которому могли бы учиться и слушатели-офицеры и курсан- ты. Поэтому положительный опыт как написания, так и использования учебников для ПТУ и высшего учебного заведения оказался весьма цен- ным. Это первая особенность настоящего учебника. Наряду с совершенствованием пожарной техники отдел техники ГУГПС придавал большое значение вопросам технической готовности по- жарных машин, продлению сроков эксплуатации. Поэтому в учебнике эти вопросы рассмотрены с должным вниманием. Это вторая особенность это- го учебника. Третья особенность заключается в том, что в учебнике изложены ос- новы организации технической службы в ГПС. В связи с введением Академии ГПС в подчинение МЧС в учебнике широко представлены области применения специальных пожарных авто- мобилей, аварийно-спасательный инструмент различного назначения, а также суда, вертолеты и самолеты, предназначенные для тушения пожа- ров. При написании учебника широко использовались материалы из тех- нических описаний и инструкций по эксплуатации новых пожарных авто- мобилей, выпускаемых заводами России. ВВЕДЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ. ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ 1. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ Использование огня первобытным человеком было величайшим от- крытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что любое великое от- крытие несет в себе и добро и зло. Огонь принес человеку тепло и горячую пищу, но одновременно он принес ему и неисчислимые бедствия – пожары, с которыми необходимо вести борьбу. На протяжении сотен лет накапливался опыт тушения пожаров. В течение этого времени создавались различные примитивные средства, об- легчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного противостояния огню. Все это привело к необходимости организации по- жарной службы. Ей придали статус государственной службы. Так, в Рос- сии в 1649 г. вышел указ «Наказ о городском благочинии». В это же время появился и второй указ «Соборное уложение». Основным положением указов было то, что необходимо готовить людей к тушению пожаров: предписывалось иметь различные средства тушения пожаров водой, уста- навливались меры по предотвращению возгораний и ответственность за возникновение пожаров. Обобщая факты убытков от пожаров, государственные чиновники пришли к выводу, что определяющими являются два общих фактора. Первую группу факторов составляют: горючесть строительных ма- териалов, внутренней «начинки», планировка зданий и сооружений. В со- ответствии с этим заменялись горючие строительные материалы на него- рючие, создавались рациональные планировки зданий, ограничивающие распространение огня, использовались различные препятствия его разви- тию и распространению. Эта группа факторов во многом обусловливает условия развития по- жаров. Вторая группа факторов включает: быстроту обнаружения и извеще- ния о пожаре, технические характеристики средств тушения, дорожные условия, водоснабжение и т.д. Эти факторы в значительной степени обес- печивают необходимые условия тушения пожаров. Постепенно развивалась пожарная техника. В настоящее время она включает первичные средства тушения, пожарные машины, стационарные установки пожаротушения и средства пожарной связи. Она создавалась и совершенствовалась на основе технического прогресса. Ее развитие осу- ществлялось на протяжении столетий и прошло большой путь от простого снаряжения до мощных средств тушения пожаров. По мере развития тех- ники создавались новые огнетушащие вещества, средства доставки лично- го состава и огнетушащих веществ на пожар. Совершенствование пожарной техники потребовало разработки но- вых тактических приемов тушения пожаров и совершенствования подго- товки специальных кадров. Русские инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие по- жарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и был награжден медалью «За полезное». В 80-х гг. член Русского технического общества И.А. Вермишев пред- ложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901–1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефте- продукты пеной. Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов. Они были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде – в 1848 г., Киеве – в 1870 г., Харькове – в 1879 г. В 1913 г., обобщая опыт тушения пожаров, брандмейстер Нарвской пожарной части Петербурга Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная тактика», которая переиздавалась до 1928 г. Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов) (рис.1). Мощность паровых насосов была 11–30 кВт. Это по- зволяло при напоре до 15 м обеспечивать по- дачу воды 750–2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей. После Великой Октябрьской социали- стической революции состояние пожарной охраны было крайне тяжелое. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промыш- ленного предприятия, производившего по- жарную технику и пожарный инвентарь. В пожарных депо-мастерских пожарные Мо- сквы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный ин- вентарь кустарным способом. Рис. 1. Паровая труба Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и по- жарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард» и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25–30 кВт. Пожарный автонасос «Паккард» грузоподъемностью 2 т имел запас воды 1400 л, по- дача насоса была равна 1500 л/мин, боевой расчет составлял 6 человек. Пожарный автонасос «Фиат» грузоподъемностью 1,5 т имел запас воды 365 л, боевой расчет 10 человек. Расходы на содержание механизированных пожарных команд были в среднем на 30 % меньше, чем на содержание пожарных команд на конных обозах. 17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государ- ственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление кон- троля над производством противопожарного оборудования и снаряжения; разработку пожарных инструментов и машин. В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О ме- рах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовно- сти». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряже- ний по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной охраны. В этих постановлениях отражены следующие вопросы: усиление противопожарных мероприятий в стране; изготовление противопожарного инвентаря; обеспечение пожарных продовольствием; демобилизация из рядов Рабоче-Крестьянской Красной Армии всех пожарных; выделение для пожарной охраны 3000 лошадей и т.д. В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техни- ки в стране. В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное произ- водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15 (рис. 2). Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720–940 л/мин воды. Ее за- пас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек. Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся по- жарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно- техническое училище. Такое же училище было открыто в 1928 г. в Харько- ве. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием для пожарной охраны страны. Рис. 2. Пожарный автомобиль АМО-Ф-15 В период 1932–1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л. Боевой расчет – 4 человека. На автомобиле ЯГ-4 были установлены два двигателя мощностью по 63 кВт. Один двигатель был тяговым и являлся приводом на один насос. Второй двигатель был приводом на второй насос. В 1931–1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автоза- воды. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения. С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечест- венных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Вместимость его цистерны была 4000 л, что давало возможность получить до 32000 л пены. Был разработан углекислотно-снежный пожарный авто- мобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомоби- ли, пожарные автомобили освещения. Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5. Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шас- си. На его базе был создан автонасос ЗИС-11 (рис. 3). Он имел мощность двигателя 55 кВт, грузоподъемность 3 т, запас воды был 340 л, центробеж- ный насос подавал 1340 л/мин воды. Боевой расчет на автонасосе состоял из 12 человек. Рис. 3. Пожарная автоцистерна ЗИС-11 В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и вса- сывать воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили об- ладали хорошими тактико-техническими характеристиками. В этот период (1937 г.) был образован Центральный научно- исследовательский институт противопожарной обороны на базе Централь- ной научно-исследовательской лаборатории, организованной в 1931 г. В этом институте была сосредоточена вся работа по созданию и совершенст- вованию пожарной техники. Потребовалась подготовка инженерных кадров, которая была начата в 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хо- зяйства. В период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) выпуска- лись пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове для личного состава боевых расчетов. В период восстановления народного хозяйства (1946–1958 гг.) осу- ществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. Для пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны за- крытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впо- следствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии. Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500–2000 л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58–66 кВт (ГАЗ и ЗИЛ). В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы. Создание мощной пожарной техники потребовало более качествен- ной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие по- жарно-технические курсы, а в 1957 г. на их базе был организован инже- нерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт по- жарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Госу- дарственной противопожарной службы МВД России. Создание новых и совершенствование выпускаемых промышленно- стью пожарных машин регламентируется ГУГПС. По его заданию во ВНИИПО разрабатывается типаж пожарных автомобилей на определен- ный срок. В типаже пожарных автомобилей устанавливается их оптимальная номенклатура, обосновываются параметры и показатели их типоразмерно- го ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомоби- лей и их модификации. Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных ав- томобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137 (рис.4), автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131. Мощность двигателей этих пожарных автомобилей достигла 110 кВт; скорость движения увеличилась до 80– 90 км/ч, вместимость цистерн составила 2000–2300 л воды, а баков для пенообразователя – 150 л. Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого типа, например АЦ-40(375н) Ц1А, с запасом воды 4000 л и пенообразователя 180 л, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с. При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд фак- торов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе гру- зовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых ав- томобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25–30 % расходуют меньше топлива, чем карбю- Рис. 4. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137 раторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям. Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигате- лями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(133ГЯ), модель 101А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Она имеет запас воды 5000 л и пенообразователя 360 л. Мощность двигателя на автоцис- терне 155 кВт. Модификацией этого пожарного автомобиля является авто- цистерна АЦ-40/4(133ГЯ), модель 181-01. На этой автоцистерне установ- лен двухступенчатый пожарный насос. При напоре 100 м его подача рав- няется 40 л/с, при напоре 300–350 м подача насоса составляет 1,6–1,8 л/с, боевой расчет на автоцистернах 6 человек. С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(7310) на шасси Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310. Новым является пожарный автомобиль комбинированного тушения АКТ-0,50,5(66), модель 207. Он создан на шасси автомобиля ГАЗ-66, мощ- ность двигателя около 85 кВт, запас порошка и пенообразователя по 500 кг, боевой расчет 2 человека. Конструкция автомобиля позволяет по- давать одновременно или последовательно пену и порошок. Автомобиль АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах, аэродромах, объектах нефтехимической промышленности. Был разработан порошковый автомобиль АП-5(53213), модель 196 на базе грузового автомобиля КамАЗ. Запас порошка на нем 5000 кг, пода- ча лафетным стволом достигает 35 кг/с. Пожарный автомобиль предназна- чен для тушения разлитых легковоспламеняющихся жидкостей, электроус- тановок, сжиженных газов и т.д. Освоен также выпуск специальных автомобилей, таких, как пожар- ный рукавный автомобиль АР-1,8(131), дымосос АД(66), автомобиль газо- дымозащитной службы ГДЗС-12(130), а также коленчатый подъемник на шасси МАЗ-7310. Новый этап развития пожарной техники начался с образования Рос- сийской Федерации. Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи- чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров. Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового по- коления. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо- сосы и т.д. Заводами разработана серия специальных автомобилей: аварийно- спасательных, связи и освещения, газодымозащитной службы и др. Заводы производят новые автоцистерны и коленчатые подъемники, обеспечиваю- щие выполнение работ на высоте 50 м и более. 2. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа- лы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горе- ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения. Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га- зов, ядовитые вещества и т.д. Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться. Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя- ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи- вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг го- рения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде- ленной интенсивностью. Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и пода- вать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необхо- димой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха- рактеристиках пожарной техники. Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши- ны, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специаль- ных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием. Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных ап- паратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные ка- тера, суда, вертолеты, поезда. Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государ- ственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них использу- ются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделе- ния пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс- порт, лесное хозяйство и т.д.). Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожар- но-технического вооружения (ПТВ). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол- няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою оче- редь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1). |
|