Пожарникам

Совершенствование пожарных машин, обобщение опыта их эксплуа-
тации, осуществляемое ГУГПС, результаты научных и диссертационных
исследований, проводимых во ВНИИПО и ВИПТШ (МИПБ), требовали
введения в курс новых материалов. Большое значение имел и накапливае-
мый опыт преподавания курса. Все это явилось основой совершенствова-
ния и издания новых учебников. Так, в 1979 и в 1989 гг. были разработаны
и изданы учебники «Пожарная техника» под руководством и редакцией
докт. техн. наук, проф. М.Д. Безбородько.

 В этот же период началась разработка и издание учебных пособий и
учебников по пожарной технике для пожарно-технических училищ (ПТУ).

 С 1992 г. в МИПБ (Академию ГПС) поступают учащиеся из ПТУ и
окончившие среднюю школу. Это обусловило необходимость разработки
учебника, по которому могли бы учиться и слушатели-офицеры и курсан-
ты. Поэтому положительный опыт как написания, так и использования
учебников для ПТУ и высшего учебного заведения оказался весьма цен-
ным. Это первая особенность настоящего учебника.

 Наряду с совершенствованием пожарной техники отдел техники
ГУГПС придавал большое значение вопросам технической готовности по-
жарных машин, продлению сроков эксплуатации. Поэтому в учебнике эти
вопросы рассмотрены с должным вниманием. Это вторая особенность это-
го учебника.

 Третья особенность заключается в том, что в учебнике изложены ос-
новы организации технической службы в ГПС.

 В связи с введением Академии ГПС в подчинение МЧС в учебнике
широко представлены области применения специальных пожарных авто-
мобилей, аварийно-спасательный инструмент различного назначения, а
также суда, вертолеты и самолеты, предназначенные для тушения пожа-
ров.

 При написании учебника широко использовались материалы из тех-
нических описаний и инструкций по эксплуатации новых пожарных авто-
мобилей, выпускаемых заводами России.

 


ВВЕДЕНИЕ

 

НАЗНАЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ. ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ




 

Использование огня первобытным человеком было величайшим от-
крытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что любое великое от-
крытие несет в себе и добро и зло.

Огонь принес человеку тепло и горячую пищу, но одновременно он
принес ему и неисчислимые бедствия – пожары, с которыми необходимо
вести борьбу.

На протяжении сотен лет накапливался опыт тушения пожаров. В
течение этого времени создавались различные примитивные средства, об-
легчающие борьбу с пожарами, создавалась необходимость коллективного
противостояния огню. Все это привело к необходимости организации по-
жарной службы. Ей придали статус государственной службы. Так, в Рос-
сии в 1649 г. вышел указ «Наказ о городском благочинии». В это же время
появился и второй указ «Соборное уложение». Основным положением
указов было то, что необходимо готовить людей к тушению пожаров:
предписывалось иметь различные средства тушения пожаров водой, уста-
навливались меры по предотвращению возгораний и ответственность за
возникновение пожаров.

Обобщая факты убытков от пожаров, государственные чиновники
пришли к выводу, что определяющими являются два общих фактора.

Первую группу факторов составляют: горючесть строительных ма-
териалов, внутренней «начинки», планировка зданий и сооружений. В со-
ответствии с этим заменялись горючие строительные материалы на него-
рючие, создавались рациональные планировки зданий, ограничивающие
распространение огня, использовались различные препятствия его разви-
тию и распространению.

Эта группа факторов во многом обусловливает условия развития по-
жаров.

Вторая группа факторов включает: быстроту обнаружения и извеще-
ния о пожаре, технические характеристики средств тушения, дорожные
условия, водоснабжение и т.д. Эти факторы в значительной степени обес-
печивают необходимые условия тушения пожаров.

Постепенно развивалась пожарная техника. В настоящее время она
включает первичные средства тушения, пожарные машины, стационарные
установки пожаротушения и средства пожарной связи. Она создавалась и
совершенствовалась на основе технического прогресса. Ее развитие осу-


ществлялось на протяжении столетий и прошло большой путь от простого
снаряжения до мощных средств тушения пожаров. По мере развития тех-
ники создавались новые огнетушащие вещества, средства доставки лично-
го состава и огнетушащих веществ на пожар.

Совершенствование пожарной техники потребовало разработки но-
вых тактических приемов тушения пожаров и совершенствования подго-
товки специальных кадров.

Русские инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие по-
жарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела
Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение
был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик
К.В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и
был награжден медалью «За полезное».

В 80-х гг. член Русского технического общества И.А. Вермишев пред-
ложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901–1904 гг.
преподаватель физики в Баку инж. А.Г. Лоран предложил тушить нефте-
продукты пеной.

Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов.
Они были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде – в 1848 г., Киеве – в
1870 г., Харькове – в 1879 г.

В 1913 г., обобщая опыт тушения пожаров, брандмейстер Нарвской
пожарной части Петербурга Н.П. Требизов опубликовал книгу «Пожарная
тактика», которая переиздавалась до 1928 г.

Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном
ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных
обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных
труб (насосов) (рис.1). Мощность паровых насосов была 11–30 кВт. Это по-
зволяло при напоре до 15 м обеспечивать по-
дачу воды 750–2250 л/мин. В 1917 г. в стране
было около 10 пожарных автомобилей.

После Великой Октябрьской социали-
стической революции состояние пожарной
охраны было крайне тяжелое. К началу
1918 г. в стране не было ни одного промыш-
ленного предприятия, производившего по-
жарную технику и пожарный инвентарь. В
пожарных депо-мастерских пожарные Мо-
сквы, Петрограда ремонтировали пожарное
оборудование и изготовляли пожарный ин-
вентарь кустарным способом.

Рис. 1. Паровая труба



Энтузиасты приспосабливали для перевозки боевых расчетов и по-
жарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард»
и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25–30 кВт. Пожарный
автонасос «Паккард» грузоподъемностью 2 т имел запас воды 1400 л, по-
дача насоса была равна 1500 л/мин, боевой расчет составлял 6 человек.
Пожарный автонасос «Фиат» грузоподъемностью 1,5 т имел запас воды
365 л, боевой расчет 10 человек.

Расходы на содержание механизированных пожарных команд были в
среднем на 30 % меньше, чем на содержание пожарных команд на конных
обозах.

17 апреля 1918 г. был обнародован декрет «Об организации государ-
ственных мер борьбы с огнем». Декрет предусматривал установление кон-
троля над производством противопожарного оборудования и снаряжения;
разработку пожарных инструментов и машин.

В мае 1919 г. Совет Труда и Обороны принял постановление «О ме-
рах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовно-
сти». В 1921 г. В.И. Ленин подписал еще 11 постановлений и распоряже-
ний по вопросам борьбы с пожарами и улучшению организации пожарной
охраны.

В этих постановлениях отражены следующие вопросы:

усиление противопожарных мероприятий в стране;

изготовление противопожарного инвентаря;

обеспечение пожарных продовольствием;

демобилизация из рядов Рабоче-Крестьянской Красной Армии всех
пожарных;

выделение для пожарной охраны 3000 лошадей и т.д.

В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной
техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техни-
ки в стране.

В период социалистической индустриализации и коллективизации
сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное произ-
водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос
АМО-Ф-15 (рис. 2). Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя
около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720–940 л/мин воды. Ее за-
пас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек.

Пожарные машины явились мощным средством механизации работ
по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного
технического обслуживания. С этими работами могли справиться только
специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся по-
жарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно-
техническое училище. Такое же училище было открыто в 1928 г. в Харько-


ве. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со
средним специальным образованием для пожарной охраны страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Пожарный автомобиль АМО-Ф-15

 

В период 1932–1937 гг. была создана серия пожарных автоцистерн
на базе отечественных автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10. Грузоподъемность их
равнялась 5 и 10 т, а запас воды составлял соответственно 3400 и 4500 л.
Боевой расчет – 4 человека.

На автомобиле ЯГ-4 были установлены два двигателя мощностью по
63 кВт. Один двигатель был тяговым и являлся приводом на один насос.
Второй двигатель был приводом на второй насос.

В 1931–1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автоза-
воды. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато
проектирование и создание пожарных машин ПМГ (горьковского завода) и
ПМЗ (московского завода ЗИС). Началась разработка пожарных машин со
специальными средствами тушения.

С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечест-
венных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц. В
этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения.
Вместимость его цистерны была 4000 л, что давало возможность получить
до 32000 л пены. Был разработан углекислотно-снежный пожарный авто-
мобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомоби-
ли, пожарные автомобили освещения.

Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы и
автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей
ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шас-
си. На его базе был создан автонасос ЗИС-11 (рис. 3). Он имел мощность
двигателя 55 кВт, грузоподъемность 3 т, запас воды был 340 л, центробеж-



ный насос подавал 1340 л/мин воды. Боевой расчет на автонасосе состоял
из 12 человек.

 

 

 

Рис. 3. Пожарная автоцистерна ЗИС-11

 

В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным
центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и вса-
сывать воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили об-
ладали хорошими тактико-техническими характеристиками.

В этот период (1937 г.) был образован Центральный научно-
исследовательский институт противопожарной обороны на базе Централь-
ной научно-исследовательской лаборатории, организованной в 1931 г. В
этом институте была сосредоточена вся работа по созданию и совершенст-
вованию пожарной техники.

Потребовалась подготовка инженерных кадров, которая была начата
в 1933 г. на базе Ленинградского института инженеров коммунального хо-
зяйства.

В период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) выпуска-
лись пожарные автомобили с передним расположением насосов ПД-10, а
также использовались бортовые машины с насосами и местами в кузове
для личного состава боевых расчетов.

В период восстановления народного хозяйства (1946–1958 гг.) осу-
ществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. Для
пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны за-
крытые кабины для боевого расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впо-
следствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии.

Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500–2000
л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость
движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58–66 кВт (ГАЗ и
ЗИЛ). В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы.
Появились пожарные автомобили ГДЗС, водозащитные, углекислотного и
пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.


Создание мощной пожарной техники потребовало более качествен-
ной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие по-
жарно-технические курсы, а в 1957 г. на их базе был организован инже-
нерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета
в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа
МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт по-
жарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Госу-
дарственной противопожарной службы МВД России.

Создание новых и совершенствование выпускаемых промышленно-
стью пожарных машин регламентируется ГУГПС. По его заданию во
ВНИИПО разрабатывается типаж пожарных автомобилей на определен-
ный срок.

В типаже пожарных автомобилей устанавливается их оптимальная
номенклатура, обосновываются параметры и показатели их типоразмерно-
го ряда. Наряду с этим определяются базовые модели пожарных автомоби-
лей и их модификации.

Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных ав-
томобилей: пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137 (рис.4),
автомобиль порошкового тушения АП-3(130)148, автомобили пожарные
аэродромные АА-60(7310)16001 и АА-40(131)139, ПНС-110(131)131.

Мощность двигателей
этих пожарных автомобилей
достигла 110 кВт; скорость
движения увеличилась до 80–
90 км/ч, вместимость цистерн
составила 2000–2300 л воды, а
баков для пенообразователя –
150 л.

Промышленность стала
производить пожарные
автомобили тяжелого типа,
например АЦ-40(375н) Ц1А, с
запасом воды 4000 л и
пенообразователя 180 л, на
большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос
ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с.

При разработке новых пожарных автомобилей учитывается ряд фак-
торов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе гру-
зовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых ав-
томобилей в стране успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что
дизельные двигатели на 25–30 % расходуют меньше топлива, чем карбю-

Рис. 4. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137



раторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено
увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих,
большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным
автомобилям.

Так, были созданы пожарные автолестницы с дизельными двигате-
лями. Серийно выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(133ГЯ), модель
101А, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Она имеет запас
воды 5000 л и пенообразователя 360 л. Мощность двигателя на автоцис-
терне 155 кВт. Модификацией этого пожарного автомобиля является авто-
цистерна АЦ-40/4(133ГЯ), модель 181-01. На этой автоцистерне установ-
лен двухступенчатый пожарный насос. При напоре 100 м его подача рав-
няется 40 л/с, при напоре 300–350 м подача насоса составляет 1,6–1,8 л/с,
боевой расчет на автоцистернах 6 человек.

С 1985 г. выпускается пожарная автоцистерна АЦ-40(7310) на шасси
Урал с дизельным двигателем КамАЗ 7310.

Новым является пожарный автомобиль комбинированного тушения
АКТ-0,50,5(66), модель 207. Он создан на шасси автомобиля ГАЗ-66, мощ-
ность двигателя около 85 кВт, запас порошка и пенообразователя по
500 кг, боевой расчет 2 человека. Конструкция автомобиля позволяет по-
давать одновременно или последовательно пену и порошок. Автомобиль
АКТ используют для тушения пожаров на машиностроительных заводах,
аэродромах, объектах нефтехимической промышленности.

Был разработан порошковый автомобиль АП-5(53213), модель 196
на базе грузового автомобиля КамАЗ. Запас порошка на нем 5000 кг, пода-
ча лафетным стволом достигает 35 кг/с. Пожарный автомобиль предназна-
чен для тушения разлитых легковоспламеняющихся жидкостей, электроус-
тановок, сжиженных газов и т.д.

Освоен также выпуск специальных автомобилей, таких, как пожар-
ный рукавный автомобиль АР-1,8(131), дымосос АД(66), автомобиль газо-
дымозащитной службы ГДЗС-12(130), а также коленчатый подъемник на
шасси МАЗ-7310.

Новый этап развития пожарной техники начался с образования Рос-
сийской Федерации.

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких
десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи-
чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых
действий по тушению пожаров.

Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси
ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового по-
коления. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси
любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных


модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения,
на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо-
сосы и т.д.

Заводами разработана серия специальных автомобилей: аварийно-
спасательных, связи и освещения, газодымозащитной службы и др. Заводы
производят новые автоцистерны и коленчатые подъемники, обеспечиваю-
щие выполнение работ на высоте 50 м и более.

 

 

2. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ




 

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа-
лы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горе-
ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени,
сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и,
следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га-
зов, ядовитые вещества и т.д.

Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием
опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни
людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей.
Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание
и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не
могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя-
ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи-
вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг го-
рения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде-
ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять
два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и пода-
вать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необхо-
димой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха-
рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара,
ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал
различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши-
ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специаль-
ных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений,


спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ
требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным
оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая
машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно
на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных
средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных ап-
паратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные ка-
тера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государ-
ственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них использу-
ются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделе-
ния пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс-
порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного
средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого
расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы
автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожар-
но-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол-
няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного
назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются
на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою оче-
редь, состоят из ПА общего и целевого применения (табл. 1).

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0