Пожарникам 13

Согласование режимов работы двигателя и пожарного насоса

Используя передаточное отношение, легко находим частоты вращения
вала двигателя, соответствующие скоростям вала насоса n1= i nн1,
n2 = inн2 и т.д. Полученные значения частот вращения вала двигателя уста-
навливаем на оси частот вращения двигателя в третьем квадранте графиче-
ской схемы расчета. Затем в этом квадранте строим внешнюю скоростную
характеристику двигателя и, как указывалось выше, определяем точку К.
Из точек n1, n2 и n3 на оси абсцисс опускаем перпендикулярные прямые.
На них с помощью горизонтальных прямых c'...c'', d'...d'' и т.д. находим

nN1

nN2

nN3

nN3

nN2



Рис. 7.19. Совмещение полей мощности
насоса ПН-40УВ и дизеля ЗИЛ-645:

1– внешняя скоростная характеристика
дизеля; 2 – удельные расходы топлива;
3 – поле мощности насоса

 г/(кВт·ч)

2

3

1

Ne,кВт

n, об/мин

точки a''e"c"d"f"в". Соединяя эти точки отрезками прямых и кривых линий,
определяем поле мощности, потребляемой насосом. Если имеется требуе-
мый запас мощности в точке К, то двигатель будет эксплуатироваться в
стационарных условиях работы без перегрева.

Совмещение полей мощности двигателя и насоса позволяет определять
и наиболее экономичные по расходу топлива режимы. Для такой оценки на
поле мощностей двигателя наносят
изолинии удельных расходов топлива
ge г/(кВт·ч). Для двигателя дизель ЗИЛ
645 изолинии удельных расходов топ-
лива ge г/(кВт·ч) представлены на рис.
7.19. На нем поз. 3 означает поле
d"в"а"с" мощности, потребляемой по-
жарным насосом ПН-40УВ. Тонкими
кривыми линями типа 2 обозначены
удельные расходы топлива.

У каждой из них указаны вели-
чины удельных расходов. Из анализа
результатов сравнения границ поля
мощности, потребляемой насосом, и
удельных расходов топлива следует
ряд выводов. Во-первых, в области
малых и больших расходов воды по-
вышение напора, соответственно, от с
к а и от d к в (см. рис. 7.18) сопро-
вождается, как показано на рис. 7.19
(соответственно от с" к а" и от d" к
в"), уменьшением удельных расходов
топлива. Во-вторых, аналогично
уменьшаются удельные расходы топлива при увеличении подач воды на-
сосом (от с" до d" и от а" до в"). Таким образом, наиболее экономичным по
удельному расходу двигателя являются режимы работы насоса, близкие к
номинальным величинам подачи насоса и развиваемым им напора.

 

 

7.5. Компоновка пожарных автомобилей

 

Общие требования. Пожарные автомобили созданы на базе грузовых
автомобилей общего назначения, состоящих из трех основных частей: дви-
гателя, шасси и кузова.

На большинстве автомобилей установлены поршневые карбюратор-
ные двигатели или дизели. Часто двигатели расположены впереди кабины.



На шасси для некоторых аэродромных пожарных автомобилей кабины
размещаются впереди двигателя.

Шасси объединяет несущую систему, трансмиссию, мосты, подвеску,
колеса, рулевое управление и тормозные системы. Они могут быть полно-
приводными (4х4; 6х6) и неполноприводными (4х2; 6х2; 6х4).

Кузов грузового автомобиля, размещаемый на раме шасси, состоит из
платформы под груз и кабины водителя.

Для создания пожарных машин на шасси грузовых автомобилей со-
оружают пожарную надстройку. В зависимости от назначения пожарного
автомобиля надстройка может включать кабину (салон) для боевого расче-
та, различные механизмы, цистерны и баки для ОТВ, пожарно-техническое
вооружение.

Пожарная надстройка является, таким образом, перевозимым грузом.
Масса этого груза постоянна, т.е. пожарный автомобиль не имеет холостых
пробегов. По определению, он эксплуатируется в транспортном режиме и в
режиме боевой эксплуатации на пожарах.

Компоновка пожарных автомобилей должна быть такой, чтобы реали-
зовались его технические возможности в транспортном режиме, в услови-
ях, ограничивающих маневрирование, и в стационарных режимах при воз-
действии опасных факторов пожара.

Технический уровень и совершенство конструкции пожарной над-
стройки, а также рациональность ее компоновки с базовым шасси должны
обеспечивать реализацию всех требований, предъявляемых к пожарным
автомобилям. При этом компоновка должна:

не снижать показателей безопасности базового шасси;

обеспечивать в минимальное время осуществление боевых действий с
безопасностью для личного состава;

удовлетворять требованиям охраны труда пожарных и окружающей
среды.

Все эти требования будут рассматриваться применительно к автоцис-
тернам. Это обусловлено тем, что они составляют основную массу ПМ,
АЦ укомплектованы наиболее многочисленными боевыми расчетами. АЦ
перевозят смещаемые и несмещаемые грузы. Более 99 % всех пожаров ту-
шат боевые расчеты АЦ.

Некоторые особенности компоновок других типов ПА будут рассмот-
рены при описании их конструкций.

Особенности компоновок АЦ. Компоновка АЦ обеспечивает рацио-
нальное взаимное расположение элементов надстройки и агрегатов базово-
го шасси. От ее совершенства зависит возможность наиболее эффективной
реализации технических возможностей АЦ. В основном она зависит от
численности боевых расчетов, а также взаимного расположения емкостей


для огнетушащих веществ и пожарного насоса. Последнее будет опреде-
лять и компоновку отсеков для пожарно-технического вооружения.

Требования к компоновке АЦ формулирует заказчик. Ее анализ важен
также и для потребителя.

Две особенности важны для компоновок АЦ.

Первая особенность, важная для всех ПА, – это размещение салона
боевого расчета за кабиной базового шасси. Вторая особенность состоит в
том, что размещение цистерны для воды, по существу, определяет всю
компоновку.

Размещение цистерны может быть осуществлено вдоль или поперек
продольной оси базового шасси (рис. 7.20). Оно и определяет собой воз-
можности и ограничения компоновок ПН и ПТВ. Так, при поперечном
размещении цистерны пожарный насос можно установить только сзади в
кормовом насосном отсеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.20. Классификация компоновок АЦ

 

Компоновка салонов. В зависимости от численности боевого
расчета АЦ, как и другие ПА, могут иметь посадочные формулы 1+2; 1+5;
1+8. Каждой из них соответствует своя компоновка салона. Во многих ПА
и некоторых АЦ используется кабина базового шасси (рис. 7.21, а). В АЦ
могут быть салоны с одним (рис. 7.21, б) или двумя рядами сидений. В са-
лонах возможно размещение СИЗОД или установка пожарного насоса
(рис. 7.21, б).

Несколько иная компоновка АЦ на шасси КамАЗ (рис. 7.21, г). Кабина
боевого расчета отделена от кабины водителя промежутком с. Кроме того,
отсеки 4 могут быть посередине и в кормовой части.

Подножки для доступа в салон устраивают на высоте, обеспечиваю-
щей пожарным малого роста свободное пользование ими. Размеры кабин



6

3

1

3

4

4

3

5

2

4

с

Рис. 7.21. Схемы компоновок АЦ:

1

3

5

4

2

5

6

1

6

1 – двигатель; 2 – кабина водителя и
салон для боевого расчета;
3 – цистерна; 4 – отсек; 5 – пенобак;
6 – пожарный насос

2

4

25

6

1

а

б

в

г

салонов, дверей у них, а также сидений
определены, исходя из роста высоких
пожарных.

Все соединяемые детали салона
должны иметь уплотнения, препятст-
вующие проникновению в кабину пы-
ли, атмосферных осадков и потере те-
пла. В салоне размещают один или не-
сколько огнетушителей, а также аптеч-
ку. Оборудование должно размещаться
так, чтобы исключалась возможность
его самопроизвольного перемещения
при движении автомобиля, а острые
углы не наносили травму пожарным.

Сосуды для ОТВ. На АЦ
имеются цистерны для воды и баки для
пенообразователя. Вместимость цис-
терн и их форма во многом влияют на
компоновку и безопасность движения.

Традиционно в нашей стране цис-
терны компоновались вдоль продоль-
ной оси базового шасси. На АЦ с
большой вместимостью цистерн стали применять поперечное их размеще-
ние (рис. 7.21, в, г). Такая компоновка позволяет более рационально рас-
пределять массу ПА по осям, что обеспечивает в случае полноприводных
шасси более равномерную реализацию тяговых сил на колесах и улучшает
управляемость АЦ.

Цистерны большой вместимости в поперечном сечении имеют прямо-
угольную форму. По сравнению с другими формами (круглое или эллип-
тическое) в этом случае значительно уменьшается высота центра массы Н.
Этот фактор улучшает безопасность движения АЦ по косогору или при
повороте, так как в этом случае должно выполняться соответственно одно
из двух условий:

tg . . В/2H или v . HgB2/, (7.7)

где . – угол косогора; В – колея базы АЦ; Н – высота центра массы АЦ;
R – минимальный радиус поворота АЦ; g – ускорение свободного падения.

Отношение К = 2В/H называют коэффициентом устойчивости ав-
томобиля против опрокидывания. При заданной колее В его величина за-
висит только от Н. Чем она больше, тем меньший угол . можно преодолеть
и c меньшей скоростью осуществить поворот.



В зависимости от степени заполнения цистерны К уменьшается на
8 – 10 %. Поэтому необходимо после тушения пожара заполнять цистерну
водой. Это требуется и БУПО для обеспечения боевой готовности АЦ.

В отличие от грузовых автомобилей пожарные автоцистерны перево-
зят смещающиеся грузы. В АЦ таким грузом является вода. Ее колебания
оказывают большое влияние на безопасность движения. Гашение колеба-
ний жидкости осуществляется волноломами.

Волноломы – это перегородки, устанавливаемые поперек цистерны
перпендикулярно его продольной оси. Площадь перегородки должна со-
ставлять до 95 % от площади поперечного сечения цистерны. Гашение ко-
лебаний жидкости волноломами происходит более интенсивно, если их ус-
танавливать под углом 30 – 35о с наклоном в сторону кормы. В АЦ с попе-
речным расположением цистерны и пенобаков волноломы устанавливают
вдоль оси автомобиля. Гашение колебаний жидкости может осуществлять-
ся и губчатым заполнителем, например, на основе полиуретана.

Пожарные насосы. В мировой практике применяют переднее,
среднее и заднее размещение насосов. Переднее расположение, главным
образом, шестеренных насосов применяется на маломощных, упрощенных
автоцистернах. В нашей стране преимущественное распространение полу-
чили компоновочные схемы с задним размещением насосов (рис. 7.21).

Схемы компоновок со средним расположением насосов имеют ряд
достоинств: улучшаются условия управления насосом, упрощается конст-
рукция трансмиссии, что позволяет уменьшать не только ее массу, но и
высоту центра массы, нет необходимости специально обогревать насос.
Однако такая схема компоновки имеет и существенные изъяны. Во-
первых, возрастает травмоопасность личного состава в кабине в случае
ДТП. Во-вторых, вывод всасывающих патрубков на стороны делает забор
воды менее удобным, чем в случае компоновки с задним расположением
насоса.

Компоновка насоса должна обеспечивать управление насосом пожар-
ными любого роста. Этому же требованию должны удовлетворять распо-
ложение сливных кранов, кранов включения дополнительной системы ох-
лаждения двигателя при ее наличии.

Кузов АЦ. В кузовах размещают емкости для ОТВ, насосы с водо-
пенными коммуникациями, приводы их управления и пожарно-
техническое вооружение ПТВ. Кузова компонуют из различных деталей в
зависимости от принятого способа расположения цистерны для воды. В
случае размещения цистерны вдоль шасси кузов изготавливают из двух
цельнометаллических бескаркасных тумб. Они крепятся к кронштейнам
цистерны болтами. Тумбы внутри разделены на отсеки, в которых разме-
щается ПТВ.


,
см

4

1

5

Снятие ПТВ: 1 – на АЦ Шкода;

Подача первого ствола:3 – Скутенг;
4 – Шкода; 5 – Ельч

0

3

2

Рис. 7.22. Продолжительность снятия
ПТВ и подачи первого ствола пожарны-
ми различного роста:

2 – на АЦ Ельч (Польша).

 0

., с

19700

2200

2000

1500

1000

 500

740

Н, мм

Рис. 7.23. Расположение отсеков на АЦ:

1 – АЦП-6/3(Урал-5557);
2 – АЦ-40(43202); 3 – АЦ-40(131)137;
4 – АЦ-40(130)63Б; 5 – АЦ Болгарии;
6 – ТLF(ГДР)

В различных конструкциях АЦ по их борту в тумбах может быть по
2 – 4 отсека. Отсеки снаружи закрываются дверями с замками. Двери на-
вешивают на петлях. Двери могут быть выполнены по схеме, открываю-
щимися вверх с подпружиненными телескопическими стойками или штор-
ного типа.

Пространство между тумбами и задним днищем цистерны использу-
ется под насосное отделение. В случае среднего размещения насоса в кор-
мовой части образуется отсек для ПТВ.

Размещение отсеков для ПТВ и его крепление влияет на продолжи-
тельность боевого развертывания. Различие в размещении и креплении ПТВ
прослеживается на рис. 7.22, характеризующем время его снятия и проклад-
ку рукавной линии с первым стволом. Из этого рисунка следует, что необ-
ходимо размещать отсеки и крепить ПТВ в них так, чтобы оно было одина-
ково доступно пожарным различного роста. Его крепление должно позво-
лять снятие в минимальное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современных АЦ, отсеки относительно зоны доступности для по-
жарных различного роста, размещены по-разному (рис. 7.23). На этом ри-
сунке показаны зоны доступности аб (размеры 740 и 1970 мм), указана
оценка в баллах различных ее частей. У ряда АЦ размещение отсеков не
очень удачно.


Н

В зависимости от размещения цистерны отсеки могут располагаться
по бортам кузова (7.24, а) или по бортам, но только у кормы АЦ (7.24, б). В
первом случае больший простор доступа к машине и отсекам. Во втором
случае все ПТВ сосредоточено более компактно. ПТВ в отсеках этого типа
расположено в выдвижных ящиках и на полках.

Очевидно, что в этом случае не-
обходимо более четкое выполнение
обязанностей пожарными, чтобы они
не мешали друг другу. Кроме того,
ящики для ПТВ выдвижные.

Следовательно, появляется до-
полнительная операция по выдвиже-
нию ящиков и их фиксации в наклон-
ном положении. При такой компонов-
ке часть ПТВ размещается в выдвиж-
ном ящике в верхней части насосного
отсека. Такое размещение ПТВ менее
удобно, чем в случае, когда отсеки на-
ходятся вдоль бортов АЦ.

Обоснование выбора АЦ для
гарнизона ГПС. Требования к АЦ и
особенностям их компоновки изложе-
ны в нормах пожарной безопасности.
Они являются основой для разработки технических заданий на производ-
ство новых АЦ или их модернизации. Их обосновывают специалисты ГПС.
Реализуются требования в производстве. Знание этих требований, реализо-
ванных в конструкции АЦ, важно и при обосновании выбора пожарных
машин для гарнизонов ГПС.

Рациональным порядком является следующее:

1. Оценивается территория по природно-климатическим условиям.

2. Устанавливается категория эксплуатации АЦ.

3. Проверяется состояние пожарной водопроводной сети и определя-
ется наличие в регионе естественных и искусственных водоисточников.

На основании изложенного обосновывается требование к шасси АЦ,
вместимости цистерны для воды. Эти факторы будут определять и числен-
ность боевого расчета. Необходимо также учитывать структуру имеюще-
гося парка АЦ как по шасси, так и по типу двигателей. Унификация АЦ,
предотвращение их многомарочности будет способствовать лучшей орга-
низации их содержания в состоянии технической готовности и обеспече-
ния их технического обслуживания и ремонта.

 

а

б

Рис. 7.24. Размещение отсеков

ПТВ на АЦ:

а – АЦП-6/3 (Урал 5557);
б – АЦП-6/6 (Урал 5557)


1

2

3

4

5

7

6

8

9

16

15

14

13

12

11

10

11в

11г

11д

11б

11а

7.6. Дополнительное электрооборудование

 

Пожарные автомобили следуют на пожары с большими скоростями,
эксплуатируются в разное время суток, часто при недостаточном освеще-
нии объектов. Все это требует высокой информативности ПА, приспособ-
ленности его к использованию в различное время суток. Этим обусловлена
необходимость специального, дополнительного оборудования.

Дополнительное электрооборудование включает:

приборы сигнализации, обеспечивающие информацию о движении
ПА;

внешнее освещение, освещение рабочих мест и отсеков пожарного ав-
томобиля, обеспечивающих работу пожарных в темное время суток;

дублирующие контрольно-измерительные приборы и систему пуска
стартера из насосного отделения;

отопление кабины боевого расчета.

Электрооборудование АЦ, производимых предприятиями России,
идентично. Поэтому рассмотрим его на примере наиболее массовых АЦ.

Дополнительное оборудование АЦ-40-(131)137. Размещение допол-
нительного оборудования показано на рис. 7.25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.25. Дополнительное оборудование пожарной автоцистерны АЦ-40(131)137:

1 – щиток приборов у водителя; 2 – фара-прожектор; 3 – сигнальные фары; 4, 5 и
8 – плафоны освещения; 6 – щиток приборов насосного отделения; 7 – задние фонари;
9 – задняя фара; 10 – лампа подсвета вакуумного клапана; 11 – датчик для определения
количества воды в цистерне; 12 – выключатели отсеков кузова; 13 – диоды;
14 – биметаллический прерыватель; 15 – блок предохранителей;
16 – противотуманные фары



Выключатели освещения и сигнальные лампы размещены в кабине
водителя на ее передней стенке на щитке 1. Фара-прожектор 2 обеспечива-
ет освещение объекта. Она установлена на специальном кронштейне, по-
зволяющем изменять ее положение в вертикальной и горизонтальной
плоскостях. Освещение места работы у насосного отделения и водоема
производится задней фарой 9. Она укрепляется на кронштейне пенала, по-
зволяющем изменять ее положение в горизонтальной плоскости. На по-
жарных автомобилях применяют фары типа ФТ-1Б с электролампами
А-12-50-21 мощностью 41 Вт или ФТ-304 с электролампами А-12-32 мощ-
ностью 27 Вт. Сигнальные фары 3 подают прерывистые световые сигналы
синего цвета. Они установлены на крыше пожарного автомобиля. Освеще-
ние кабины водителя и салона боевого расчета, отсеков кузова и насосного
отделения осуществляется плафонами 4, 5 и 8. Для этой цели используют-
ся плафоны ПК-201 с лампами А-12-3 мощностью 5,9 Вт.

Выключатели и контрольные лампы приборов насосного отделения
размещены на щитке 6 насосного отделения. Задние фонари 7 включаются
включателями автомобиля.

Подсвет вакуумного клапана производится лампой 10 (А-12-1 или
А-12-1,5), помещенной в патрон ПП-1-200. Ее включение облегчает опре-
деление поступления воды в насосе при постановке пожарного автомобиля
на водоисточник или заполнении его из цистерны.

Датчики 11 используются для определения количества воды в авто-
цистерне. Датчик состоит из стальной трубки 11д, внутри которой разме-
щен гидроконтакт 11г на изоляторах 11а и 11в. Плотность постановки дат-
чиков в цистерну обеспечивает прокладка 11б. Вода, заполняющая полость
между гидроконтактами 11г и трубкой 11д, замыкает электрическую цепь.
При этом загораются контрольные лампочки, установленные на щитке 6.

В цистерне установлены 3 датчика, а на щитке 6 имеются три кон-
трольные лампочки, показывающие полную, половину и четверть заправки
цистерны водой.

Выключатели 12 освещения (тип ВК-2-А2) отсеков кузовов включают
свет при открывании дверцы отсека. Параллельно им включены диоды 13
(тип Д-202).

Биметаллический прерыватель 14 (тип РС-57-Б) обеспечивает работу
сигнальных фар. Он установлен на блоке предохранителей 15 (Пр-10А),
прикрепленном к передней стенке кабины со стороны водителя.

Освещение дороги во время тумана производится противотуманными
фарами 16 типа ФТ-119. В них устанавливаются лампы А-12-50-40
(40,5 Вт) или А-12-21-2 (19 Вт).

Щиток приборов насосного отделения (рис. 7.26). Щиток
закреплен на стенке с правой стороны насосного отделения. На нем име-


ис. 7.26. Щиток приборов насосногоотделения:

1–3 – лампы-указатели количества
воды в цистерне; 4 – лампа, сигнали-
зирующая о перегреве воды в систе-
ме охлаждения; 5 – лампа, сигнали-
зирующая о снижении давления в
системе смазки; 6 – включатель
лампы подсвета вакуумного клапана;
7 – включатель плафона насосного
отсека; 8 – кнопка стартера

1

2

3

4

5

6

7

8

Рис. 7.27. Щиток приборов у водителя:

1–3 – сигнальные лампы включателей;
4 – включатель сигнальных фар проблесковых
маяков; 5 – включатель задней фары;
6 – включатель фары прожектора;
7 – переключатель «кабина-насосный отсек»
игнальных ламп систем охлаждения и смазки8 – включатель освещения кузова

1

2

3

8

7

6

5

4

ются: контрольные лампы 1 – 3, указывающие полную заправку емкости,
половину и одну четверть емкости; контрольная лампа 4, включающаяся
при нагреве воды в системе охлаждения выше 115 оС; контрольная лампа
5, включающаяся при уменьшении давления масла в системе смазки двига-
теля; включатель 6 для включения контрольных ламп 1 – 3 уровня воды в
цистерне; включатель 7 для включения плафонов и подсвета в вакуумном
клапане; кнопка 8 дистанционного запуска стартера.

Контрольные лампы 4 и 5 могут сигнализировать и состояние систем
охлаждения двигателя и смазки только при условии, если у водителя пере-
ключатель будет поставлен в положение «насосный отсек».

Приборы в кабине водителя. Выключатели и сигнальные
лампы в кабине водителя размещены так, как показано на рис. 7.27. На
щитке в насосном отделении и в кабине водителя установлены выключате-
ли ВК-57. При их включении включаются потребители энергии и загора-
ются контрольные лампочки. Они указывают на то, что приборы освеще-
ния включены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная схема электрооборудования. Принципиальная
схема дополнительного оборудования представлена на рис. 7.28. В этой
схеме различают три электрические цепи. Провод от аккумуляторной ба-

Р

Подсветка ваку-
умного клапана

полный

правый

левый

правый

левый

13

тареи (+) подводит электрический ток к блоку предохранителей (БП). В
этом блоке все плавкие предохранители рассчитаны на прохождение элек-
трического тока до 10 А. Рассмотрим все цепи от блока предохранителей
до соединения провода на массу (аккумуляторной батареи).

Электрическая цепь № 1. В эту цепь параллельно включены ряд
потребителей. Включателем В1 (см. поз. 6 на рис. 7.27) включается фара
прожектора Ф1. Включателем В4 (см. поз. 6, 7 на рис. 7.26) включаются
плафоны Л5 и Л6 насосного отделения и лампа Л7 подсвета вакуумного
клапана. Включателем В5 включаются лампы Л8-Л10, указывающие уро-
вень воды в цистерне. При заполненной цистерне замкнуты все датчики
К1, К2 и К3. Все лампочки Л8-Л10 будут включены, по мере уменьшения
количества воды лампочки будут выключаться.

В эту же электрическую цепь включены сигнальные лампы Л15 ава-
рийного перегрева воды и Л16 минимального давления масла в двигателе.
В насосном отсеке эти лампы горят только в случае, когда переключатель
П (см. поз. 7 на рис. 7.27) включен в положение «насосный отсек». Лампа
Л15 загорается, если температура охлаждающей жидкости равна 113 оС.
Лампа Л16 загорается при понижении давления масла в системе смазки
двигателя до 30–60 кПа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.28. Принципиальная схема дополнительного электрооборудования
на АЦ-40(131)137



Электрическая цепь № 2. Эта цепь образована включением про-
блесковых маяков Ф2 и Ф3 с прерывателем ПР1. Включается цепь включа-
телем В2 (см. поз. 4 на рис. 7.27) и контролируется включением лампы Л1
(см. поз. 8 на рис. 7.27).

Электрическая цепь № 3. В эту цепь включены задняя фара Ф4
(см. поз. 4 на рис. 7.25) с контрольной лампой Л18 (см. поз. 4 на рис. 7.26).
Включается фара включателем В3 (см. поз. 4 на рис. 7.27).

На панели водителя (см. поз. 8 на рис. 7.27) находится включатель В6.
Он предназначен для обеспечения питания плафонов освещения отсеков
кузова Л4 и Л11-Л13. Включаются эти плафоны выключателями ВК1-ВК4
(см. поз. 12 на рис. 7.25). При открывании отсека срабатывают включатели
и загорается соответствующая лампа плафона. Одновременно через диод Д
(см. поз. 13 на рис. 7.25) будет подведен электрический ток к лампочке Л14
(см. поз. 1 на рис. 7.27). Диоды Д исключают прохождение электрического
тока через лампы плафонов закрытых отсеков кузова, когда другие отсеки
открыты.

Цепь кнопки пуска стартера в насосном отсеке, а также задние фонари
ФП и ФЛ включены в систему электрооборудования базового автомобиля.

Некоторые типы приборов электрооборудования пожарных автомоби-
лей указаны в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Обозначение по схеме

Тип прибора

Включатель В1-В6

Включатель ВК1-ВК4

Фара Ф1,Ф4

 

Плавкий предохранитель

Биметаллический прерыватель ПР1

Лампы

Диоды Д1-Д4

Плафоны Л11-Л12

Электролампы 10

Кнопка стартера

Контрольная лампа Л14

Контрольные лампы Л8-Л10

ВК-57

ВК2-А2

Фара ФГ-16, лампа А12-50, 41 Вт или
ФГ-391, лампа А12-32, 27 Вт

Пр10-А

РС57-Б

А 12-1

Д202

ПК201, лампы А12-3, 5.9 Вт

А12-1 в ПП1-200

ВК322

ПД200Е

ПД20Д



 

Соединительные провода дополнительного электрооборудования
марки ПГВА-1,5 мм2 и ПГВА-4 мм2 заключены в пластикатовые трубки.
Трубки с проводами крепятся к элементам конструкции пожарного авто-
мобиля металлическими скобами.


Отдельные участки электроцепей соединяются штепсельными разъе-
мами Ш типа ШР32П12ЭШ1.

Описанная выше принципиальная схема дополнительного электро-
оборудования применяется практически на всех автоцистернах на базе ав-
томобилей ЗИЛ-131. Однако на отдельных типах пожарных автоцистерн
имеются изменения.

На ряде автоцистерн нового поколения, особенно производства ОАО
«Пожтехника» (г. Торжок), функции дополнительного электрооборудова-
ния значительно расширены. Рассмотрим их на примере АЦ-7-40(53213).

Дополнительное электрооборудование АЦ-7-40(53213). Питание
потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током, напряже-
ние 24 В от бортовой сети шасси. Проблесковые маяки запитываются от
аккумуляторов шасси напряжением 12 В.

Все электрооборудование можно разделить на три группы.

В кузове АЦ установлены блок связи, щиток управления, лампы ос-
вещения отсеков. Датчики уровня воды и пенообразователя находятся в
цистерне для воды и в баке пенообразователя.

В кабине водителя размещается блок управления лафетным стволом,
щиток контроля, СГУ-80, блок связи, блок связи водителя и лампа сигна-
лизации об открытии дверей.

На кабине шасси смонтирована фара-прожектор и маяки с громкого-
ворителем СГУ-80.

Электрооборудование обеспечивает:

управление механизмами;

контроль функционирования механизмов и систем;

требуемые условия работы боевых расчетов.

Соответствующие тумблеры включения механизмов и сигнализаторы
функционирования их и других систем сосредоточены на щитке приборов
и щитке управления (рис. 7.29) и на щитке контроля (рис. 7.30).

Щиток приборов и щиток управления устанавливается в насосном от-
секе. Он служит для контроля за работой механизмов автоцистерны, дис-
танционного управления двигателем, включения КОМ водяного и масля-
ного насоса, а также контроля уровня воды и пенообразователя.

На щитке приборов установлены вакуумметр и манометр для контро-
ля работы центробежного насоса, счетчик моточасов и тахометр.

На щитке управления находятся тумблер включения питания, сцепле-
ния и КОМ центробежного насоса. Кнопкой «Пуск двигателя» осуществ-
ляется дистанционный его пуск. В правой части расположены светодиоды
контроля уровня воды в цистерне и пенообразователя в пенобаке.

Защита цепей осуществляется предохранителями.

 


10

8

6

7

9

4

5

3

2

1

Щиток контроля установлен в кабине водителя. Он служит для управ-
ления и контроля за работой КОМ привода центробежного и масляного на-
соса, вентиля поступления воды в лафетный ствол, включения фар, уровня
воды и пенообразователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.29. Щиток приборов и щиток управления:

1 – лицевая панель; 2, 4 – мановакуумметры; 3 – счетчик времени; 5 – тахометр;
6 – панель щитка управления; 7 – светодиоды; 8 – кнопка; 9 – предохранитель;
10 – тумблер

 

 

 


3

4

5

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.30. Щиток контроля:

1 – лицевая панель; 2 – светодиоды; 3 – предохранитель; 4 – тумблер;

5 – вентиль

 

 

Размещение тумблеров различного назначения показано на рис. 7.30.

В случае если на автоцистерне нет лафетного ствола, тумблер
«Вентиль» будет заглушен. При необходимости привода масляного насоса
(например, на автоцистерне с лестницей) будет разблокирован тумблер
КОМ-масло.



Раздел 3

ОСНОВНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ
АВТОМОБИЛИ

 

Глава 8

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ОБЩЕГО
ПРИМЕНЕНИЯ

 

Основные пожарные автомобили – автомобили тушения – предназна-
чены для доставки к месту вызова личного состава, огнетушащих веществ
и тушения пожаров. К ним относятся: пожарные автоцистерны, автонасо-
сы, автомобили первой помощи, мотопомпы, приспособленная техника
предприятий.

Подразделения ГПС оснащаются только автоцистернами, автонасоса-
ми, пожарными автомобилями первой помощи и мотопомпами. Остальная
пожарная техника используется в соответствующих министерствах и будет
рассмотрена специально.

 

8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы

 

Пожарные автоцистерны (АЦ) предназначены для тушения пожаров,
доставки к месту вызова боевых расчетов, огнетушащих веществ (ОТВ) и
пожарно-технического вооружения (ПТВ). На них в качестве ОТВ исполь-
зуется вода и пенообразователь для тушения пеной.

Пожарные АЦ используются как самостоятельные боевые единицы с
подачей воды из собственной цистерны, открытого водоема или водопро-
водной сети. Может использоваться также пенообразователь как из бака
АЦ, так и из постороннего источника.

Для выполнения основных функций пожарные надстройки АЦ вклю-
чают цистерны для воды и баки для пенообразователя, пожарные насосы с
трансмиссиями к ним, водопенные коммуникации и приводы управления
механизмами.

Все элементы пожарных надстроек размещаются в кузовах, смонтиро-
ванных на шасси грузовых автомобилей (рис.8.1).

В ГПС используется большое число различных модификаций АЦ, со-
оруженных на полноприводных или неполноприводных шасси грузовых
автомобилей производства различных заводов. Их пожарные надстройки
укомплектованы элементами одинакового назначения. Однако на них ис-
пользуются пожарные насосы с различными характеристиками, цистерны
и пенобаки с различной вместимостью, водопенные коммуникации могут


быть по-разному скомпонованными. Поэтому становится целесообразным
изучение типичных элементов пожарных надстроек различных АЦ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8.1. Автоцистерна пожарная АЦП-6/6-40(Урал-5557-10):

1 – шасси автомобиля Урал; 2 – ствол лафетный; 3 – цистерна; 4 – отсек размещения
ПТВ; 5 – насосный отсек; 6 – насосная установка

 

Цистерны и баки для огнетушащих веществ. Цистерны для
воды изготовляют вместимостью от 0,8 до 9 м3. Их вместимость является
основой для классификации АЦ. При вместимости цистерн до 2 м3 АЦ на-
зывают легкими. При вместимости от 2 м3 и до 4 м3 – средними, а при вме-
стимости 4 м3 и более – тяжелыми.

Для конструирования цистерн используются углеродистые стали.
Внутренние их поверхности защищают от коррозии специальными анти-
коррозионными покрытиями. На некоторых АЦ для этой цели использует-
ся анодная защита.

Для предотвращения замерзания воды в зимнее время цистерны обо-
рудуются обогревом. Он может осуществляться автономными теплогене-
раторами, теплом отработавших газов двигателя или электрическими
обогревателями. На некоторых АЦ устанавливаются цистерны с теплоизо-
ляционным слоем, например полиуретаном.

Заводы также изготовляют цистерны из стеклопластика. Такие цис-
терны не требуют защиты от коррозии, они легче цистерн из углеродистой
стали. Кроме того, они характеризуются хорошими теплозащитными свой-
ствами.

К конструкциям цистерн предъявляется ряд общих требований. Для
осмотра и технического обслуживания цистерны должны иметь люки диа-
метром более 450 мм. Внутри цистерн для гашения колебаний жидкости
должны устанавливаться волноломы. Цистерны должны быть приспособ-
лены для заполнения водой насосом АЦ или другим насосом. В них необ-
ходимы устройства, предотвращающие создание избыточного давления

1

2

3

4

5

6



при их заполнении, обеспечивающие непрерывный или дискретный кон-
троль за их заполнением водой, а также полным сливом её.

1

2

3

4

5

6

В поперечном сечении цистерны могут иметь эллиптическую форму
или форму, близкую к квадратной, но с закругленными углами. Цистерны с
эллиптической формой сечения устанавливают на пожарных автомобилях
на шасси ГАЗ и др. Установка таких цистерн позволяет более полно исполь-
зовать ширину шасси и способствует снижению центра массы автомобиля.

Цистерны различаются размерами, размещением люков, отстойников,
деталей крепления и т.д., но все же они имеют много общих элементов. На
рис. 8.2 показано устройство цистерны на пожарных автомобилях
АЦ-40(131)137, АЦ-40(130)63Б и др. Обечайка 15 с обеих сторон закрыта
приваренными днищами. Над верхней частью обечайки из отверстия вы-
ходит установленная в цистерне контрольная труба 2. Сверху она закрыта
крышкой 1. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет
выливаться.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0