Специальные пожарные
автомобили
Вспомога-
тельные
пожарные
автомобили
общего применения
целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-
рукавный
АПП – первой по-
мощи
АВД – с насосом
высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового ту-
шения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированно-
го тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного
тушения
АЛ – автолестницы
АПК– автоподъемни-
ки коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымоза-
щитной службы
АСА – автомобили
аварийно-
спасательные
АШ - штабные
Бензовозы
Авторе-
монтные
мастерские
Автобусы
Грузовые
автомоби-
ли
Легковые
автомоби-
ли
Основные ПА предназначены для доставки личного состава под-
разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и
подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения
предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек-
торе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах
нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны
пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожар-
ные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомо-
били первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров.
Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па-
раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
вместимость цистерны, м3; подача насоса, л/с, при номинальной частоте
вращения вала насоса; напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА
положены в основу их условных обозначений.
Примеры условных обозначений.
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная,
вместимость цистерны 5 м3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси
КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбиниро-
ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя
500 л (0,5 м3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача
насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных
работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче-
стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио-
нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест-
ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Примеры условных обозначений:
АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле-
стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге-
нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Вспомогательные автомобили обеспечивают функциониро-
вание пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили,
топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и
значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж-
ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор-
мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для
усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон-
трастирующий белый цвет.
Цветно-графическая схема,
надписи и опознавательные
знаки, а также требования к
специальным световым и зву-
ковым сигналам установлены
стандартом. Разбивка окраши-
ваемых поверхностей, распо-
ложение надписей и обозначе-
ний устанавливаются в поряд-
ке, представленном на рис. 5.
На двери кабины указы-
ваются номер пожарной части
и город, на корме – тип ПА, на-
пример АЦ, – автоцистерна и
номер пожарной части. Соглас-
но цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра-
му, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в
белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усили-
вается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым
маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12
или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не
должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, по-
дающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250
до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол-
жен находиться в пределах 110–125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приво-
димая в действие отработавшими газами двигател