Пожарникам 5

1) Использование растворов фторированных пленкообразующих пенообразовате-
лей повышает эффективность пенных огнетушителей (при тушении пожаров класса В)
на одну-две ступени.

2) Для огнетушителей, заряженных порошком, тушащим пожары класса А,В,С,Е.

3) Для огнетушителей, заряженных специальным порошком и оснащенных успо-
коителем порошковой струи.

4) Кроме огнетушителей, оснащенных металлическим диффузором для подачи уг-
лекислоты на очаг пожара.

Знаком +++ отмечены огнетушители, наиболее эффективные при тушении по-
жара данного класса; ++ огнетушители, пригодные для тушения пожара данного клас-
са; + огнетушители, недостаточно эффективные при тушении пожара данного класса;
– огнетушители, непригодные для тушения пожара данного класса.

 

Если на объекте возможны комбинированные очаги пожара, то пред-
почтение при выборе огнетушителя должно отдаваться более универсаль-
ному огнетушителю (из рекомендованных для защиты данного объекта),
имеющему более высокий ранг.

Основные показатели огнетушителей отражаются в структуре их
обозначений, приводимой ниже.

ХХ(Х) – ХХ(Х) – ХХА; ХХВ; С – (Х) ХХ Х

 1 2 3 4 5 6 7 8

 

где 1 – тип огнетушителя по виду огнетушащего вещества (ОВ, ОВП, ОП,
ОУ, ОХ); 2 – кратность пены (Н, С), вид струи: компактная (К); распылен-
ная (Р), мелкодисперсная (М); 3 – вместимость корпуса, л; 4 – принцип вы-
теснения ОТВ (з, б, г, ж, т); 5 – ранг очага, класс пожара; 6 – модель (01, 02


и т.д.); 7 – климатическое исполнение (У1, Т2 и т.д.); 8 – обозначение нор-
мативного документа (ГОСТ, ТУ).

В мелкодисперсных струях средний диаметр капли меньше 100 мкм.

Пример условного обозначения:

ОВП(Н)-10(г)-2А; 55В-(01)У2 ГОСТ…

Огнетушитель воздушно-пенный (ОВП), низкой кратности (Н), вме-
стимостью корпуса 10 л, вытеснение огнетушащего вещества газогенери-
рующим элементом (г), для тушения загорания твердых горючих материа-
лов (ранг очага 2А) и жидких горючих веществ (ранг очага 55В), модель
01, климатическое исполнение У2, ГОСТ Р…

ОП-5(з)-3А; 89В; С-(01) Т2 ГОСТ Р…

Огнетушитель порошковый (ОП), вместимостью корпуса 5 л, закач-
ной (з), для тушения загораний пожаров твердых горючих материалов
(ранг очага 3А), жидких горючих веществ (ранг очага 89В) и газа (С), мо-
дель 01, климатическое исполнение Т2, ГОСТ Р…

Обеспечение эффективного применения огнетушителей обусловлено
рациональным их размещением на охраняемом объекте и поддержанием
его работоспособности, т.е. периодическим контролем его технического
состояния и обслуживания.

Размещение огнетушителей должно осуществляться так, чтобы они
наиболее эффективно использовались как первичные средства пожароту-
шения. Реализация этого принципа обусловлена выполнением ряда про-
стых требований в соответствии с ГОСТ 12.4.009.

Во-первых, огнетушители следует размещать вблизи мест наиболее
вероятных возникновений пожаров вдоль проходов и на выходе из поме-
щений. От возможных мест пожаров огнетушители размещают на различ-
ных расстояниях в зависимости от категорий помещений. Так, для общест-
венных зданий и сооружений они должны быть не более 2 кг для помеще-
ний категорий А,Б,В до 30 кг и т.д.

Они могут крепиться на кронштейнах или в специальных шкафах.

Огнетушители массой до 15 кг должны устанавливаться так, чтобы их
верх был на высоте не более 1,5 м от пола, а более тяжелые – не выше 1 м.
Они могут устанавливаться и на полу с обязательной фиксацией от воз-
можного падения при случайном воздействии.

Во-вторых, при размещении огнетушителей должно быть исключено
влияние на них факторов, снижающих их надежность (солнечные лучи, те-
пловые потоки, механические воздействия).

В-третьих, они должны располагаться так, чтобы все надписи и пик-
тограммы были хорошо видны и доступ к ним был свободным. Указатели
о размещении огнетушителей следует располагать на видных местах на
высоте 2,0 – 2,5 м от уровня пола.


Техническое обслуживание огнетушителей должно обеспечивать
поддержание их в постоянной готовности к использованию и надежной
работе всех узлов на протяжении всего срока эксплуатации. Это обеспечи-
вается четкой регламентацией их обслуживания.

Контроль технического состояния огнетушителей и
их обслуживание осуществляется специально подготовленными ли-
цами, назначенными приказом по предприятию или учреждению.

Проверка первоначальная осуществляется перед введением
огнетушителя в эксплуатацию. При этом производится внешний осмотр и
комплектность огнетушителя, состояние места его установки, возможность
свободного доступа к нему. На деталях огнетушителей не должно быть
механических повреждений, индикаторы или манометры должны быть ис-
правными.

Ежеквартальная проверка включает осмотр места установки
огнетушителей, подхода к ним и внешнего осмотра.

Ежегодная проверка производится в объеме ежеквартальной
проверки и дополнительно контролирует величину утечки вытесняющего
газа из газового баллона или из газового огнетушителя. Производят также
вскрытие огнетушителей (полное или выборочное), проверку состояния
фильтров, параметров огнетушащих веществ. Если они не будут соответ-
ствовать требованиям нормативных документов, необходимо перезарядить
огнетушители.

Не реже одного раза в пять лет каждый огнетушитель и
баллон с вытесняющим газом разряжают, полностью очищают корпус ог-
нетушителя от остатков ОТВ, проводят гидравлическое его испытание на
прочность и пневматическое испытание на герметичность корпуса огне-
тушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.

Обобщенные требования по проверке и перезарядке огнетушителей
приведены в табл. 4.12.

Таблица 4.12

Вид используемого ОТВ

Срок (не реже)

проверки параметров ОТВ

перезарядки огнетушителя

Вода (вода с добавками)

Раз в год

Раз в год

Пена*

Раз в год

Раз в год

Порошок

Раз в год

(выборочно)

Раз в 5 лет

Углекислота

(диоксид углерода)

Взвешиванием

раз в год

Раз в 5 лет

Хладон

Взвешиванием

раз в год

Раз в 5 лет



*Огнетушители с многокомпонентным стабилизированным зарядом на основе уг-
леводородного пенообразователя должны перезаряжаться не реже одного раза в 2 года.


Воздушно-пенные огнетушители, внутренняя поверхность корпуса
которых защищена полимерным или эпоксидным покрытием, или корпус
огнетушителя изготовлен из нержавеющей стали, или фторсодержащий
пенообразователь находится в концентрированном виде в отдельной емко-
сти и смешивается с водой только в момент применения огнетушителей,
должны проверяться с периодичностью, рекомендованной фирмой-
изготовителем огнетушителей.

Перезаряжаться такие огнетушители должны не реже одного раза в 5 лет.

Порошковые огнетушители, используемые для защиты транспортных
средств, должны обязательно проверяться в полном объеме с интервалом
не реже одного раза в 12 месяцев.

Порошковые огнетушители, установленные на транспортных средст-
вах вне кабины или салона и подвергающиеся воздействию неблагоприят-
ных климатических и (или) физических факторов, должны перезаряжаться
не реже одного раза в год, остальные огнетушители, установленные на
транспортных средствах, – не реже одного раза в два года.

О проведенных проверках и испытаниях делаются отметки на огне-
тушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей.

 


Раздел 2

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИЙ ПОЖАРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ

 

Глава 5

БАЗОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ПА

 

Пожарные машины разработаны и выпускаются промышленностью на
шасси грузовых автомобилей. На каждый вид ПА предъявляются требова-
ния к шасси грузовых автомобилей, на которых они будут обустроены.
При этом учитывается развиваемая двигателем мощность, колесная фор-
мула, устойчивость автомобиля, его грузоподъемность. Это первая группа
требований. Вторую их группу составляют требования к пожарной над-
стройке, которые необходимо обосновать, исходя из условий и особенно-
стей применения ПА.

5.1. Общие требования к ПА

Область применения пожарных автоцистерн определяется усло-
виями развития пожаров, которые можно разделить на два вида. Первый
вид пожаров – без начальной стадии развития – характеризуется кривой 1
на рис. 5.1. На объектах, в которых температура при возникновении пожа-
ра может нарастать подобным образом, рекомендуется внедрять автомати-
ческие установки пожаротушения.

Вторую группу составляют такие
пожары, в которых имеется начальная
стадия развития пожара, как показано
кривой 2. В этих случаях рекомендуется
использовать пожарные автоцистерны.

Начальный период пожара сопро-
вождается повышением температуры до
200 – 300 оС, при которой начинается
термическое разложение многих мате-
риалов и их возгорание. Этот период
обычно длится 10 – 12 мин, после чего,
естественно, интенсивно увеличивается
температура. С ее увеличением будет
возрастать и ущерб, наносимый пожа-
ром. Поэтому, чем раньше поступит сообщение о пожаре и будет начато
его тушение, тем меньше будет ущерб, наносимый им.

Рис. 5.1. Виды пожаров:

1 – без начальной стадии развития;
2 – с начальной стадией развития

200

300

t,оС

1

2

10

T,мин



Таким образом, важнейшим требованием к пожарным автомобилям
любого назначения является готовность их к выезду и следованию на по-
жар с минимальными затратами времени.

Частота использования пожарных автомобилей устанавливается по
выездам пожарных автомобилей на пожары. В течение суток пожарные
автомобили могут не вызываться
на пожары или вызываются не-
сколько раз (рис. 5.2).

Потоки выездов ПА на по-
жары описываются распределе-
нием Пуассона. В соответствии с
этим вероятность Р(.) того, что в
любой промежуток времени
произойдет К выездов ПА, рав-
на:

 (5.1)

где . – среднее число выездов в
единицу времени; . – любой
промежуток времени; e – осно-
вание натуральных логарифмов,
2,72; К = 1,2,3… К – число выез-
дов. Для приведенного распре-
деления на рис. 5.2 в течение 33
суток в году не было ни одного выезда, 78 раз было по одному выезду и
т.д. Таким образом, ПА должны быть приспособлены к использованию в
любые случайные промежутки времени суток. Это требует содержания их
в постоянной боевой готовности, что осуществляется как конструкцией
ПА, так и организацией их содержания.

Особенности использования ПА определяются характером боевых
действий, проводимых при тушении пожаров. В общем виде последова-
тельность их реализации можно представить в виде временной характери-
стики пожаротушения (рис. 5.3).

Боевые действия – выезд и следо-
вание на пожар осуществляются в пери-
од после обработки вызова от начала
выезда .в до прибытия в район вызова
.пр. В период от .пр до начала тушения
.н.т производится боевое развертывание.
Ликвидация горения осуществляется в
период от .н.т до ликвидации горения .л.

Рис. 5.2. Распределение выездов пожарных
подразделений в городе с населением
300 – 400 тыс.человек:

1 – действительное распределение;

2 – теоретическое распределение

1

2

N

 

100

1

2

3

4

5

6

7

8

К

Рис. 5.3. Временные характеристики
пожаротушения

.зан

.туш



.пр

.н.т



.воз

.гот

50



После ликвидации горения осуществляется сбор и возвращение .воз
ПА в пожарную часть. В период .воз – .гот производится обслуживание ПА
и размещение его на стоянку в парк в готовности к следующему вызову.
Период времени .в – .гот характеризует продолжительность занятости по-
жарного автомобиля.

В период .пр –.нт и тушения могут производиться ряд боевых дейст-
вий: разведка пожара, спасание людей или материальных ценностей,
вскрытие конструкций и др. В этот период боевых действий могут исполь-
зоваться специальные ПА, различное ПТВ. Порядок боевых действий и со-
держание работ в них регламентируются БУПО.

Из анализа временной характеристики пожаротушения следует, что
минимизация одного какого-либо боевого действия не приведет к сущест-
венному сокращению времени занятости ПА. Необходимо, чтобы ПА был
готов к проведению любых боевых действий с минимальными затратами
времени.

Общие требования к ПА сводятся к ряду положений.

Пожарная надстройка ПА не должна снижать технических возможно-
стей базовых шасси. Все ПА должны быть приспособлены для тушения
пожаров, т.е. для работы на открытом воздухе в любой климатической зоне
страны. ПА необходимо содержать в гаражах пожарных частей при темпе-
ратуре воздуха не ниже +12 оС.

Размещение агрегатов, ПТВ и систем на базовом шасси должно быть
таким, чтобы их приведение в действие требовало малых затрат времени.
При этом должны обеспечиваться как безопасное ведение боевых дейст-
вий, так и обслуживание ПА и его ремонт.

В целях охраны окружающей среды должно быть исключено вытека-
ние технических жидкостей (топливо, охлаждающие и тормозные жидко-
сти, а также смазочные масла, пенообразователь) из емкостей агрегатов и
механизмов. Дымность и содержание оксида углерода в отработавших га-
зах двигателей ПА не должны превышать их значений в двигателях на ба-
зовых шасси.

Сооружаемая на АЦ пожарная надстройка должна быть приспособле-
на к человеку. Кабины-салоны для личного состава и рабочие места опера-
торов должны соответствовать требованиям эргономики по удобству раз-
мещения, доступности по использованию и обеспечивать управление агре-
гатами с минимальными усилиями.

Требования к ПА общего и целевого применения, а также к специаль-
ным ПА имеют свои особенности. Поэтому, кроме общих требований, не-
обходимо учитывать и специфические требования. Для этих типов ПА они
будут сформулированы дополнительно.

 


50

5.2. Требования к ПА общего применения

Эти требования должны быть сформулированы на основании особен-
ностей применения ПА. Они должны предъявляться как к конструкции
АЦ, так и к условиям организации их содержания в пожарных частях.

Следование на пожар определяется по среднестатистическим данным.
Так, за период 1994 – 1999 гг. получены следующие результаты, приводи-
мые в табл.5.1.

Таблица 5.1

Показатель

Продолжительность, мин

По всем пожарам

В городах

В сельской местности

Крупные пожары

11 – 12

8 – 8,5

18,5 – 19,5

12 – 13



 

Представление о продолжительности следования на пожары можно
получить по данным рис. 5.4. Из рисунка следует, что в 33 – 47 % всех слу-
чаев продолжительность следования на пожар не превышает 5 мин, а до
70 % – 10 мин. Следовательно, в большинстве случаев автоцистерны при-
бывают на пожар в первый период его развития (см. рис. 5.1).

Продолжительность следования АЦ на пожар зависит, прежде всего,
от ее удельной мощности, кВт/т, т.е. от отношения номинальной мощности
двигателя к массе:

Nуд = номNG, (5.2)

где .ном – номинальная мощность двигателя, кВт; G – масса АЦ, т.

Для АЦ значение удельной мощ-
ности должно быть более 11 кВт/т.
Наряду с этим требуется, чтобы пол-
ная масса АЦ не превышала 95 % ве-
личины массы базового шасси.

Реализация Nуд зависит от интен-
сивности дорожного движения, до-
рожных условий и теплового состоя-
ния двигателя. Дорожные условия ха-
рактеризуются коэффициентом сцеп-
ления . колеса с дорожным покрыти-
ем и величиной коэффициента f со-
противления движению колес.

Суммарная тяговая сила Рк на
колесах АЦ, которую обеспечивает
двигатель, реализуется при условии

.. . .к
. .., (5.3)

Рис. 5.4. Распределение продолжитель-
ности следования на пожар:

1–1994 г.; 2 – 1998 г.

40

30

20

10

10

20

30

.,мин

n,%

1

2

1994

1998



V, км/ч

где .. – сила сцепления шины колеса с дорожным покрытием, Н; .. – сум-
марная сила сопротивления качению колес, Н.

В зависимости от характеристики дорог и их дорожного покрытия си-
лы .. и .. изменяются в очень широких пределах. Поэтому для уменьше-
ния времени следования на пожар необходимо не только правильно вы-
брать базу для АЦ, но и выбрать наиболее рациональный маршрут следо-
вания на пожар.

Мощность, развиваемая двигателем внутреннего сгорания, во многом
зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе его охлажде-
ния. Наиболее эффективно они работают при нагреве ее до tохл,
оС, равной
80 – 90 оС. Однако уже при tохл = 50 – 66 оС, двигатель развивает мощность,
близкую к максимальной. При длительной стоянке в гаражах, особенно
зимой, tохл = 16 оС. Поэтому при движении по одной и той же дороге зимой
и летом АЦ с tохл = 16 оС и tохл = 50 оС режим прогрева двигателя до
tохл = 80 оС будет различным, различной будет и скорость движения
(рис. 5.5). Поэтому становится значимым температурный режим двигателя
при содержании АЦ в гарнизонах пожарных частей. Прямые а и б характе-
ризуют начало установившихся режимов прогрева и скорости.

 

 

 

Боевое развертывание заключается в снятии с АЦ пожарно-
технического вооружения и подготовке его к использованию по назначе-
нию. Поэтому размеры отсеков для ПТВ должны быть согласованы с ан-
тропометрическими данными пожарных.

Рис. 5.5. Температура охлаждающей жидкости двигателя и скорость движения ПА:

1-2 – лето; 3-4 – зима

(летом температура окружающего воздуха +25 оС, а зимой -25 оС)

t, oС

80

60

40

20

5

10

10

15

20

.,мин

20

40

30

4

3

2

1

а

б



При условии неизменности позы пожарного у отсека верхний предел
досягаемости определяется длиной руки пожарного низкого роста, а ниж-
ний – пожарного высокого роста.

ПТВ в отсеках должно размещаться в соответствии с логикой дея-
тельности человека. Применительно к АЦ руководствуются рядом прин-
ципов. Прежде всего, ПТВ целесообразно группировать в соответствии с
его назначением (прокладка рукавных линий, подъем на высоту и т.д.).
Важно учитывать частоту его использования, массу, конфигурацию. Воз-
можны различные варианты его размещения, однако необходимо соблю-
дать принцип минимальных затрат времени на боевое развертывание.

Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование
АЦ следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.

Продолжительность ликвидации горения изменяется в очень широких
пределах (рис. 5.6). До 10 мин ликвидируется около 20 % пожаров. Это
время соизмеримо со временем следования на пожар. От 30 до 60 мин ту-
шат до 20 % пожаров и т.д. Однако около 14 % пожаров тушат более двух
часов. Тушение крупных пожаров может производиться в течение 5 – 6 ч и
более в случае затяжных пожаров.

 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0