содержание автомобилей

СОДЕРЖАНИЕ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ПОЖАРНЫХ ЧАСТЯХ

 

Высокая боевая готовность пожарных частей и эффективность по-
жарного оборудования достигается правильным содержанием, а также
проведением плановых обслуживаний пожарных автомобилей и обслужи-
ванием их в минимальное время после пожара. Для обеспечения боевой

Рис. 5. Цветно-графическая схема пожарного
автомобиля на базе грузового шасси



готовности пожарных частей большое значение имеет правильная органи-
зация хранения пожарного оборудования (кислородно-изолирующих про-
тивогазов, напорных рукавов и т.д.), запасов горючесмазочных материа-
лов, пенообразователя и т.д.

Обслуживание пожарных автомобилей и хранение пожарного обору-
дования производится в пожарных депо и на территории пожарных частей.
В пожарных частях размещаются также учебный городок, бензозаправоч-
ная станция, а в военизированных пожарных частях – казармы для личного
состава. На территории некоторых частей возможно размещение учебно-
тренировочных объектов гарнизонного значения (например, дымокамер,
спортивных комплексов и др.).

Пожарное депо – это здание, в котором размещаются дежурный ка-
раул пожарной части, пожарные автомобили и пожарное оборудование.
Пожарное депо (рис. 6) должно иметь гараж, пункт связи, аккумулятор-
ную, пост или базу газодымозащитной службы (ГДЗС), кабинеты началь-
ствующего состава, учебные классы, комнаты отдыха дежурной смены и
т.д.

 

Рис. 6. Пример планировки пожарного депо:

А – фасад; Б – план первого этажа нового депо: 1 – гараж; 2 – кабинет начальни-
ка части; 3 – канцелярия; 4 – кабинет заместителя начальника части; 5 – помещение
общественных организаций; 6 – комната для инструктажа; 7 – комната инструкторов;
8 – электрощитовая; 9 – аккумуляторная; 10 – пункт связи; 11 – аппаратная; 12 – уголок
безопасности движения; 13 – контрольный пост; 14 – мастерская поста технического
обслуживания; 15 – кладовая; 16 – компрессорная; 17 - сушка рукавов; 18 – учебная
башня; 19 – мойка рукавов; 20 – сушка одежды; 21 – гимнастический зал

6

7

8

9

4

5

10

3

2

11

1

16

18

17

19

15

20

21

15

15

12

13

14


В связи с организацией централизованного обслуживания рукавов в
гарнизонах во вновь строящихся пожарных депо помещения для обслужи-
вания пожарных рукавов не предусматриваются.

Пожарное депо проектируют на 2, 4 и 6 пожарных автомобилей. В
пожарных депо крупных гарнизонов пожарной охраны может устанавли-
ваться 8 и более пожарных автомобилей. При проектировании пожарного
депо на 2 автомобиля площадь земельного участка пожарной части должна
быть не менее 2500 м2. При большем числе автомобилей N его площадь
определяется ориентировочно по формуле

S = 1000 N,

где S – площадь земельного участка, м2 .

Пожарные депо должны размещаться так, чтобы обеспечивался безо-
пасный, удобный и быстрый выезд пожарных автомобилей.

Здания депо должны проектироваться не ниже III степени огнестой-
кости. Планировка депо должна обеспечивать быстрый и безопасный сбор
личного состава по боевой тревоге и выезд пожарных автомобилей в ми-
нимально короткое время.

Аппаратура пожарной сигнализации и связи, а также аккумуляторная
размещаются в специальном помещении, примыкающем к гаражу с правой
стороны. В примыкающей к гаражу стене устраивается окно размером
0,5х0,75 м, располагаемое напротив кабины водителя пожарного автомо-
биля, через которое выдается путевой лист и ведется наблюдение за выез-
дом пожарных автомобилей.

Помещение дежурного караула, как правило, располагается на пер-
вом этаже за задней стеной гаража или на втором этаже. При расположе-
нии на первом этаже выходы в гараж делают из расчета один выход разме-
ром 1,2х2 м на каждый пожарный автомобиль. При размещении помеще-
ния для дежурного караула на втором этаже, кроме общей лестницы, уст-
раивают спусковые металлические столбы в гараж из расчета 1 столб на 7
человек. Спусковые столбы диаметром 100 мм должны иметь совершенно
гладкую поверхность. У основания столбов должны быть уложены мягкие
маты.

Мойка и сушка рукавов производятся, как правило, в шахте наблю-
дательной вышки. Площадь сушильных шахт определяется из расчета
0,16 м2 на один рукав, но не менее 2,4 м2 на шахту.

Высота шахты от пола до блоков, на которых подвешивают рукава,
может быть 12 м при подвеске рукавов на половину их длины и 22 м при
подвеске рукавов на всю длину. Высота помещения над блоками должна
быть не менее 2 м.

 

 


В нижней части сушильной шахты устанавливается моечная машина,
резервуар для мойки рукавов, калориферная установка. Для сушки рукавов
можно использовать инфракрасные излучатели, которые устанавливают в
специальном помещении.

Планировка и оборудование должны за минимальное время обеспе-
чивать приведение пожарных автомобилей в боевую готовность. При этом
можно ориентироваться на трудоемкость работ (в чел.-мин):

Техническое обслуживание 52

Замена 7 рукавов 20

Заправка водой 8
Заправка пенообразователем 10
Мойка автомобиля 20

____________

Всего 110

 

 Принимая во внимание, что отделение автоцистерны может состоять
из 6 человек, минимальная продолжительность обслуживания после пожа-
ра составляет около 20 мин.

 Пожарные депо располагаются на участках с отступом от красной
линии застройки по фронту ворот гаража не менее чем на 15 м. Площадь
перед гаражом должна быть заасфальтирована или замощена и иметь не-
большой уклон от порога ворот к красной линии.

Гаражи пожарного депо предназначены для обслуживания пожарных
автомобилей и содержания их в режиме дежурства. В гаражах принят ту-
пиковый или прямоточный способы расстановки пожарных автомобилей.
При тупиковом способе автомобиль заезжает на стоянку задним ходом.
Каждая стоянка имеет свои ворота, желательно с автоматическим приво-
дом открывания. Для обслуживания пожарных автомобилей предусматри-
вается осмотровая канава.

При проектировании гаражей и постов технического обслуживания
размеры помещения определяются в зависимости от габаритов пожарных
автомобилей. Некоторые планировочные размеры, м, указанные в СНиП
П-93-74, приведены ниже:

Глубина гаража на 1 пожарный автомобиль не менее 15

Высота от пола до выступающих конструкций перекрытия не менее 3,8

Расстояние между осями автомобиля 5,2

Расстояние от автомобиля до грани колонны 1,5

Расстояние от автомобиля до передней стены 1,0

Расстояние от крайнего правого по выезду и левого автомобиля

до стены 1,5

Расстояние от автомобиля до задней стены 2,0


Пожарные депо оборудуются центральным отоплением и вентиляци-
ей. Кроме общей вентиляции в гаражах предусматриваются газоотводы
для удаления отработавших газов. Температура в гаражах должна поддер-
живаться не ниже +16 оС. При этом обеспечиваются комфортные условия
для обслуживания пожарных автомобилей и пожарного оборудования, а
также надежный запуск двигателей. Для уменьшения продолжительности
работы двигателя в режиме прогрева после его пуска целесообразно на
стоянках оборудовать местный индивидуальный подогрев двигателя, что
способствует повышению скорости движения пожарного автомобиля по-
сле выезда.

Организация дежурства боевых подразделений должна обеспечивать
высокую боевую готовность и оперативную подвижность пожарных
автомобилей.

 

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0